Достоверно
известно, что игральные карты, состоящие из четырёх мастей, проникли в Европу
около 1200 года, по-видимому, с Ближнего Востока. Около 1400 года они уже вовсю
использовались в качестве популярной азартной игры.
Карты Таро (а
по-простому тароччи, тарот или тарок) включают в себя все эти четыре масти, но,
кроме того, имеют ещё и пятую, козырную, или «старшую», масть, состоящую из
большего количества карт. Карты этой масти впервые появились в Северной Италии
в эпоху Кватроченто (XIV век) в качестве настольной игры. В неё до сих пор
играют в Южной Европе и Французской Северной Африке; причём рисунки Марсельского
Таро, которые можно видеть на этих картах, были созданы ещё в конце XV века.
Примерно тогда же был стандартизован и порядок их нумерации.
Первое
упоминание об игре в цветные картинки, которая называлась трионфи («триумфы») и вошла в моду при княжеском дворе Феррары,
датировано 1442 годом. Самая старая из сохранившихся колод создана художником
Бонифацио Бембо в качестве одного из подарков к свадьбе, соединившей семейства
Сфорца и Висконти. Около 1500 года появились первые печатные колоды, и Таро
стало популярной игрой широких народных слоёв.
Первый текст о
гадании на Таро датирован 1526 годом. В то время этим занимались, в основном,
цыгане – кочевой индоевропейский народ, проникший в Европу в XV веке. Цыгане
считались выходцами из Египта, и это породило чрезвычайно романтическую легенду
о «древнеегипетском» происхождении Таро.
Таинственные символы Таро издавна считались
Ключами к Древним Мистериям; однако впервые об этом заявил в 1781 году
французский протестантский священник Антуан Кур де Жебелен (Курт де Гебелин).
Изучая древние мифы, он пришёл к заключению, что эта «простая азартная игра»
есть не что иное как утраченная египетская Книга Тота, способная открыть
сокровенные тайны исчезнувшей цивилизации.
Следующим
выдающимся исследователем и систематизатором Таро был парижский парикмахер
Альетте, младший современник и ученик Кур де Жебелена. Он всерьёз увлёкся
оккультизмом, забросил своё ремесло и взял псевдоним Этейлла (прочитав
собственную фамилию «по-еврейски», то есть справа налево). Будучи не слишком
образованным человеком, Этейлла не увлекался «философским» аспектом символики
Таро, а систематизировал и шлифовал систему гадания на картах. Свой
окончательный вид эта система, а вместе с ней и карты приобрела к 1780 (по
другим источникам, к 1783) году. Вероятно, тогда же Этейлла одним из первых
открыл в Париже специализированный гадательный салон.
В 1850 году
провинциальный французский издатель Батист Поль Гримо напечатал самую
популярную из колод Этейллы: так называемое «Египетское Таро». Таким образом, система Таро приняла свой
современный вид.
Дальнейшие
исследователи, изучавшие и развивавшие гадание на Таро, исходили уже из
наработок Этейллы. Однако в XIX веке в моду вошло гадание на обычных игральных
картах, Таро отступило в тень и сделалось добычей мистиков и оккультистов. Этих
людей мало интересовало предсказательное использование карт: гораздо больше
внимания они уделяли «философским» и «мистическим» аспектам их символики. На
этом этапе Таро (и, в особенности, 22 карты его «старшей масти») превратилось в
символический алфавит и своеобразную энциклопедию европейской мистики.
Во второй
половине XIX века знаменитый французский оккультист Элифас Леви (Альфонс-Луи
Констан) отождествил 22 Старших Аркана с 22 буквами еврейского алфавита,
который служил основой чрезвычайно влиятельной мистической системы Каббалы. Это
сильно расширило систему значений Таро и окончательно превратило старинную
колоду карт в весьма влиятельную и респектабельную мистическую систему.
Окончательная
обработка Таро в духе Высшей Ритуальной Магии была совершена в конце XIX века
английским Герметическим Орденом «Золотой Рассвет» (Герметическим Орденом
Золотая Заря). Именно в этой среде возникла самая популярная сейчас колода Таро
– «Райдеровское Таро», названное по
фамилии её издателя. Эта колода была создана по эскизам христианского
оккультиста Артура Эдварда Уэйта художницей-декоратором Памелой Коулмен (или
Колман) Смит. Она была издана миллионными тиражами и в значительной степени
повлияла на современное восприятие Таро. Обычно именно она служит «базовой»
версией, с которой сравнивают всевозможные нововведения в этой области. Одной
из основных причин её популярности было радикальное новшество в области
дизайна. Традиционное Таро состояло из 22 «козырей», или Старших Арканов, и 56
обычных карт. Старшие Арканы имели традиционный рисунок, а обычные карты –
только цифры и символы мастей. Памела Смит отказалась от этого обычая. Она
снабдила все карты рисунками соответствующих символических сцен, и в этом ей
подражают до сих пор. Это значительно облегчает толкование карт и делает
гадание доступным не только для специалистов.