Понедельник, 17.02.2020, 07:05
Приветствую Вас Гость | RSS

Копилка интересных историй \(._.)/

Здрям!!!
Форма входа
RSS
Избранное
Музыка (LOL)
Помощник-нумеролог
Опросы
Ваш любимый российский город
Всего ответов: 45
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Тематические статьи

Главная » Статьи » Это интересно » Журналистика

Профессиограмма журнализма


Категории профессиограммы

Признаки профессиограммы журналиста

1. Общие признаки профессии.

Информационная креативная деятельность, связанная с оперативной социально-ориентирующей, коммуникативной, информационно-управляющей, просветительной, рекламной, рекреационной функциями.

2. Подготовка кадров.

2.1. Тип образования.

Открытая профессия, в которой могут работать люди с разными типами образования, однако предпочтительнее журналистское, филологическое, вообще гуманитарное или специальное (в той области, которая является сферой публикаций) плюс журналистское, полученное в вузе (бакалавр, специалист, магистр) или в системе повышения квалификации.

Профессия с относительно малой численностью занятых к ней.

2.2. Социально-демографические характеристики кадров.

Возраст – средний, около 35-40, хотя в зависимости от специализации и типа деятельности (репортёр, аналитик) варьируется от молодого до среднего и выше.

Пол – любой, хотя в связи со сложностью и динамизмом профессии в основном в журналистике работают мужчины (60-65%), но это тоже зависит от специализации. Опыт работы. Для узких специалистов желателен опыт дожурналистской работы в сфере специализации. Для остальных – разнообразный жизненный опыт.

3. Типовые производственные показатели работы.

3.1. Сфера деятельности и вид труда.

Творческий самостоятельный и исполнительский при широких контактах с людьми в сфере информации, управления, материального и духовного производства, в сфере воспитания людей.

3.2. Типы основных орудий труда.

3.2.1. Вещественные орудия труда.

Орудия, предназначенные для создания, переработки и передачи информации (пишущие ручки, машинки, компьютеры, принтеры, сканеры, печатная теле- и радиотехника, средства связи).

3.2.2. Функциональные орудия труда.

Выразительные средства устной и письменной речи, образные средства, изображение и звук, мимика, жест и другие признаки профессионального поведения.

Система задач и правил поиска и преобразования информации.

3.3. Информационные признаки, характеризующие типовые производственные показатели работы.

3.3.1. Особенности деятельности по признаку «индивидуальная – коллективная».

Работа индивидуально-коллективная с устойчивым разделением труда, но нередко изменяющимися функциями (творческая, организаторская, редакторская работа). Работа коллективная в процессе выхода публикации (для теле- и радиожурналистов коллективный характер труда связан и с процессом создания передачи). Количество группы зависит от типа редакции и целей конкретного задания.

3.3.2. Особенности по признаку самостоятельности работников.

Самостоятельная, творческая, но с элементами исполнительской.

3.3.3. Профессиональные, деловые контакты.

Широкие (с разным и постоянно меняющимся крутом лиц разных специальностей и должностного статуса).

4. Информационные признаки, характеризующие типовые производственные показатели работы.

4.1. Предмет деятельности.

Предмет деятельности – актуальные события действительности во всех сферах (духовная, производство, потребление, досуг), информация об актуальных изменениях действительности.

4.2. Цели, функции.

Удовлетворение потребностей общества как системы и отдельных его групп в актуальной информации (информирование, просвещение, социальное ориентирование, коммуникация, интеграция, рекреация, информационное управление, пропаганда, рекламирование).

4.3. Типы деятельности, важнейшие производственные операции, обязанности.

Литературно-творческая и познавательная деятельность, создание журналистских публикаций (работа с источниками информации, постижение сути полученных сведений, конструирование текста).

Редактирование различного вида текстов.

Работа с ретранслируемой информацией (с официальной, агентской, справочной, художественной, материалами других СМИ, Интернета).

Работа с авторами и письмами в редакцию.

Планирование, организаторская, организационная работа, участие в производственном процессе выхода издания или передачи в свет, в эфир.

Участие в рекламной и коммерческой деятельности.

4.4. Виды трудностей.

Высокая степень социальной ответственности.

Высокая степень психологической стрессовости.

Опасности для здоровья и жизни.

Высокая степень риска.

Частые командировки.

Высокий темп труда.

Ненормированность рабочего времени.

Трудности работы с источниками информации.

Творческие трудности при создании текстов.

Трудности в общении с людьми в процессе сбора информации.

Сложности общения в творческом коллективе редакции.

Трудности в отстаивании независимости, выражении в публикациях собственной позиции, отличной от позиции владельцев или учредителей органа информации.

Сложности учёта и выражения интересов аудитории, особенностей её восприятия массовой информации.

5. Условия труда.

5.1. Микроклиматические условия.

Работа в помещении.

Часто на открытом воздухе во время выполнения редакционных заданий с постоянной сменой места работы.

В разных климатических условиях (периодически в командировках).

5.2. Режим и ритм труда.

Ненормированный рабочий день, работа в разное время суток – днём, вечером и даже ночью – и в связи с разными редакционными заданиями и в связи с тем, что многие публикации создаются дома во внеурочное время.

Работа творческая, разнообразная, не монотонная.

Динамичная, связанная с выездом на задания, в командировки.

5.3. Основные виды профессиональных вредностей.

Быстрый темп, оперативность.

Непредсказуемость профессиональных ситуаций, их стрессовость.

Высокая степень риска.

Физические и нервные перегрузки.

5.4. Социальные и социально-психологические условия, гигиенические условия труда.

Высокая степень социальной ответственности перед обществом и аудиторией.

Высокая степень профессиональной несвободы.

Высокая степень психологической стрессовости и связанные с этим профессиональные болезни: сердечные, нервные, желудочные заболевания, бессонница.

6. Психологическая характеристика профессиональной деятельности.

6.1.1. Сенсорные процессы и перцептивные действия (связанные с непосредственным отражением реальности органами чувств).

Связь между субъектом и объектом деятельности в процессе сбора информации – непосредственная и опосредованная, в процессе общения с аудиторией – опосредованная каналами передачи, хотя может быть и непосредственной (интерактивная связь во время ТВ и радиопередач, в электронных сетевых коммуникациях).

Информация обычно достаточно легко воспринимается, но иногда смысл и сущность восприятия затруднены по разным причинам (например, в расследовательской деятельности, в работе с документами, в беседе, когда собеседник не хочет открывать своих намерений и скрывает информацию).

6.1.2. Преобладающие виды сигналов и загрузка сенсорных каналов.

Содержание зрительного восприятия: ситуации, социальные объекты, их поведение (вербальное и невербальное) и взаимоотношения, природные объекты, их состояние, предметы и их качества, изображения, тексты (печатные, документы, рукописи).

Содержание слухового восприятия: беседы с людьми, разговорная и официальная речь, радио, телеречь.

Особенности тактильного восприятия связаны с процессом печатания текстов, работой на компьютере, работой с техникой.

6.2. Умственная деятельность.

6.2.1. Общие характеристики умственной деятельности.

По соотношению умственной и практической деятельности: в основном умственная деятельность, реализуемая в печатный текст или эфирную передачу.

По виду умственной деятельности: специфическая информационная деятельность, универсальная, пограничная (или включающая в себя определённые функции) между политической и социальной практикой, общением, наукой и искусством, возможно было бы её ещё назвать информационной практикой, если сами эти понятия не противоречили друг другу.

По соотношению чувственных и логических компонентов: преобладают умственные действия, основанные и на чувственном, и на рациональном познании, гармоничное сочетание чувственного и словесно-логического познания (восприятия).

По темпам и интенсивности: высокая степень интенсивности, оперативности, быстроты темпа умственной деятельности, нестабильность, разноритмовость и разноуровневость к зависимости от предмета деятельности, возможность самостоятельно регулировать темпы деятельности.

По объёму и значимости специальных знаний: требуется широкая образованность в сочетании с более углублёнными специальными знаниями в одной или нескольких областях, если журналист специализируется на определённой тематике, а также специальные профессиональные, журналистские знания.

6.2.2. Особенности умственных процессов: внимания, наблюдения, памяти, представлений, мышления.

 

Восприятие, наблюдение: способность к быстрому, точному восприятию, способность хорошо ориентироваться в обстановке, богатство, широта восприятия, умение улавливать ускользающие от других детали и особенности наблюдаемого объекта.

Внимание:

по видам: зрительное, слуховое, произвольное, распределяемое, переключаемое, устойчивое;

по объекту наблюдения: динамическое и статическое состояние ситуаций, явлений, процессов, с преобладанием динамического;

по функциям наблюдения: фиксирующее, исследующее, оценивающее, контролирующее.

Память:

по видам: разные виды памяти – зрительная, слуховая, моторная, словесно-логическая и эмоциональная, быстрая, точная, кратковременная и долговременная;

по содержанию (преобладающим видам мнемонических предметов):

– форма, цвет, величина, расположение, особенности предметов, движение, внешность и поведение людей, особенности их психических состояний, особенности явлений природы, звуки, шумы;

– наглядно-образный, изобразительный материал: телеизображение, клипы, произведения искусства, фотографии, реклама, макеты, планы, схемы, диаграммы;

– словесно-логический материал: печатные, рукописные, компьютерные, телевизионные тексты, фамилии, термины, даты, цифры, законодательные акты и другие официальные и личные документы, идеи, концепции, мысли;

– полимодальные представления: сочетание зрительных, слуховых и двигательных, пространственных и временных.

По видам и формам запоминания: произвольное и непроизвольное, кратковременное, оперативное и долговременное запоминание, точное и быстрое, осмысленное запоминание с элементами механического.

Произвольное воспроизведение.

Осмысленное выборочное воспроизведение воспринятого материла в соответствии с целями создания журналистского текста, с процессами узнавания, припоминания и воспроизведения.

Воспроизведение точное, но не всегда полное в соответствии с профессиональными задачами.

Достаточно высокая степень скорости воспроизведения, но также в соответствии с профессиональными задачами.

Мышление.

Тип мышления: смешанный образно-логический и практический тип мышления, синтезно-аналитическое мышление, оперативное, гибкое, критичное, широкое (для некоторых специализаций, например, для аналитиков – глубокое, прогнозное).

Обратное мышление.

На уровне оперирования образами: чёткое наглядное представление, воспроизведение по памяти, мысленное сравнение нескольких образов, перевод образа из одной модальности в другую.

На уровне воссоздания образов: воссоздание по словесному описанию, создание целостного образа из отдельных описаний и наблюдаемых объектов, мысленное воссоздание реальной обстановки на основе декодирования объектов и символов.

Практическое оперативное мышление.

В условиях устойчивого стандартизированного трудового процесса: понимание сути явлений и процессов действительности, причинно-следственных связей, свойств людей, их поведения, взаимодействия, условий, в которых протекает та или иная ситуация, выявление путей решения выдвинутых проблем.

В условиях динамичности трудового процесса и изменения условий работы, когда особенно требуется проявление оперативной самостоятельности мышления: решение оперативных задач, включающих комбинирование и уже известной информации при понимании причинно-следственных связей, при ориентировании в сложной нестандартной ситуации, при выборе оптимальных быстрых решении для достижения цели.

Теоретическое мышление.

В условиях стандартизированного трудового процесса: оперирование кругом отвлечённых понятий, понимание причинно-следственных и логических связей, решение специальных профессиональных задач по специальным нормативным профессиональным правилам.

При динамичности трудового процесса и изменчивости условий труда, когда требуется оперативное самостоятельное мышление: оперирование отвлечёнными понятиями, понимание закономерностей, логических связей рассуждений и при решении теоретических задач, включающих воспроизведение и активное применение профессиональных знаний, самостоятельность и оперативность принятия решений, планирования, выбор оптимальных решений при нескольких возможных, более широкое и глубокое понимание отвлечённого материала на основе обобщений, решение теоретических задач поискового прогностического характера.

Воображение: хорошо развитое, богатое воображение, способность к ассоциативному мышлению, яркость, отчётливость воспроизводимых образов, творческое оригинальное воображение, хорошо развитая интуиция.

6.2.3. Особенности речи.

Активная речь: обширный словарный запас, правильность построения предложений, связность и логичность при развёрнутом изложении мыслей, владение литературным языком, выразительными средствами речи, свободное владение разными стилями и формами устной речи, встречающимися в профессиональной работе (беседе, устное выступление, модераторская работа, дикторский стиль), и письменной речи (публикации разных видов жанров и стилей): ясность, чёткость при сжатом изложении мыслей (в формулировании вопросов, ответов, при изложении хроникальной информации), чистота и чёткость произношения (особенно для теле- и радиожурналистов), оптимальная скорость речи.

Коммуникативное воздействие: установление контактов и отношений между людьми, обмен информацией при коллективной работе, передача информации массовой аудитории через каналы СМИ, динамизм, убедительность, доказательность, новизна, простота, выразительность, полезность для аудитории, воздействие (убеждение, внушение, побуждение к действию).

7. Моторные действия.

В зависимости от профессиональных обязанностей связаны с техническими средствами журналистики, с печатанием текстов, работой на компьютере, владением техническими средствами телерадиожурналистики.

8. Нервно-психологическая напряжённость в работе как эмоциональный фон трудовой деятельности.

Высокий уровень социальной ответственности в работе.

Высокий уровень стрессовости.

Высокая степень риска.

Избыток (или недостаток) информации.

Широкие контакты.

Дефицит времени.

Высокий темп работы.

Высокая мобильность и активность.

Неравномерность ритма работы.

Высокие интеллектуально-эмоциональные затраты энергии.

Возможность экстремальных и конфликтных профессиональных ситуаций.

Возможность опасностей для здоровья и жизни.           

Напряжённость, обусловленная непредсказуемостью и новизной обстановки, диктующей каждый раз небанальные решения.

9. Интегральные качества личности, имеющие существенное значение для успеха в работе.

Творческие способности: литературные, журналистские, творческие способности, владение языком и стилем, образной, знаковой и аудиовизуальной системой выразительных средств общения с аудиторией, творческая интуиция, повышенная впечатлительность, впечатляемость, острота восприятия, оригинальность, небанальность, способность к перевоплощению, эмпатия, умение «надеть» на себя роль другого человека, понять его мотивы, систему ценностей, потребности и интересы, журналистский «нюх» на информацию, способность наиболее адекватным образом выражать и предъявлять аудитории информацию, учитывая психологические особенности её восприятия.

Профессиональные ориентации и качества: сильно выраженная творческая профессиональная мотивация, понимание сущности журналистской профессии, её функций и целей, знание аудитории, её особенностей, владение знаниями, методами, навыками и умениями, позволяющими наилучшим образом выполнять профессиональные обязанности.

Гражданские качества и социальная ответственность: высокое чувство социальной, гражданской ответственности перед обществом, стремление при помощи информации содействовать его оптимальному развитию, объективность, принципиальность.

Гуманность, моральные качества: чувство справедливости, доброта, доброжелательность, эмпатия, чуткость и отзывчивость, способность к сочувствию, честность и порядочность, неподкупность.

Интеллектуальные познавательные качества: широкий кругозор, эрудиция при компетентности в избранной области, любознательность, начитанность, аналитические способности, умение оценить обстановку, понять причины событий и мотивы поведения людей, наблюдательность, интуиция, способность предвидения, правильная самооценка, принципиальность, дипломатичность, чувство юмора.

Быстродействие: способность быстро настроиться на работу, быстрый темп выполнения профессиональных обязанностей, быстрое реагирование в принятии решений, находчивость, быстрая переключаемость, перестройка стереотипного поведения, быстрое установление контактов, быстрая адаптация к новым условиям, мобильность.

Помехоустойчивость: эмоциональная и психологическая устойчивость, самообладание, стрессоустойчивость, сохранение работоспособности и присутствие духа при действии неожиданных и новых ситуаций, способность подавлять чувство страха при обострённом чувстве самосохранения в экстремальных ситуациях, сосредоточенность в условиях отвлекающих помех, умение работать в разноритмовых условиях.

Выносливость (психологическая и физическая): высокая работоспособность при больших нагрузках в сложных условиях, упорное преодоление возникающих трудностей, терпеливость, усидчивость, способность преодолевать сонливость и чувство усталости.

Уравновешенность: спокойствие в общении с людьми, сдержанность, собранность, выдержка, самообладание, способность выдерживать динамичный, разномерный темп деятельности, часто связанный с экстремальными ситуациями.

Активность: творческая активность, целенаправленность, инициативность, любознательность, энергичность, организованность, динамизм.

Волевые качества: настойчивость, мужество, смелость, способность к риску, уверенность в себе, решительность, выдержка, сильная воля, самостоятельность, требовательность, последовательность, малая внушаемость, способность заражать людей, влиять на них, энергия (харизматизм).

Трудолюбие: интерес к работе, увлечённость, любовь к профессии, ответственность, чувство долга, дисциплинированность, добросовестность.

10. Интегральные психофизиологические показатели.

Соотношение в деятельности приёма и отдачи информации (в континууме от А преобладание приёма, Б – умеренное преобладание приёма, В – равновесие, Г – умеренное преобладание передачи, Д – значительное преобладание передачи информации): В, иногда Б, Г, но возможны и А и Д в зависимости от вида профессиональных задач, однако в целом обычно в сфере средних значений.

Соотношение в деятельности репродуктивных, стереотипных и эвристических, поисковых компонентов (от А – значительное преобладание стереотипных компонентов до Д – значительное преобладание – поисковых): Д и Г – значительное и умеренное преобладание поисковых компонентов.

Соотношение в работе умственных (сенсорно-мыслительных) и физических (мышечно-двигательных): А – значительное преобладание умственных компонентов.

Соотношение в умственной деятельности чувственного и логического компонентов: В – средние значения, гармоничное сочетание чувственных и логических элементов, но возможны Г и Д в зависимости от специализации (репортёрство, аналитика, публицистика).

Соотношение в деятельности широких и узких социальных связей: А – широкие социальные связи; более узкие в зависимости от специализации.

Соотношение в работе действий, лимитированных и не лимитированных во времени: А и Б, лимитированные по времени, особенно в ежедневных СМИ, менее лимитированные в менее оперативных СМИ.

Соотношение в работе ситуаций, вызывающих и не вызывающих эмоциональной напряжённости: А, Б – ситуации, как правило, вызывают значительную эмоциональную напряжённость, холя есть и другие, менее напряжённые ситуации в зависимости от специализации.

Соотношение в деятельности изменчивых и устойчивых компонентов: А и Б – постоянно меняющиеся ситуации, но часто оптимальное сочетание константных и меняющихся ситуаций В и Г.

 

Категория: Журналистика
Просмотров: 8353
КаленДАРь
:)
Поиск
ПОПУЛЯРНОЕ
Роксолана 31223

8 способов заставить мужчину ревновать 12773

Вещие сны в Новый год, на Рождество, в Святки и на Крещение 12146

Детям до 16... 9302

Профессиограмма журнализма 8352

Близость (3) 7601

Неадекватные люди (3) 6696

Древо жизни 6438

Нумерология и дата знакомства пары 5911

Григорий Яковлевич Солганик. Язык современных СМИ 5834

Брачная совместимость 5823

1. THE INSPIRATION OF MR. BUDD 5289

Богач и жнец 5155

Неадекватные люди (2) 5096

Один день 4771

В ожидании чуда 4682

* BAKER’S DOZEN 4559

Влияние Асцендента на внешность 4260

10. THICKER THAN WATER (1) 3843

Трёхчастная структура сценария 3790

Влияние Асцендента на характер и враждебность 3784

Александр Петрович Сковородников, Галина Анатольевна Копнина. Выразительные средства газетной публикации 3753

Взаимоотношения знаков 3743

Мечта (короткометражный фильм) 3665

Язык и речь 3439

Воспитание чувств 3328

Не рой другому яму – сам в неё попадёшь 3278

Водительский стиль 3252

Высоцкий. Спасибо, что живой 3149

Пять сантиметров в секунду 3147

Боярский сын и пастух 3121

5. THE AVENGING CHANCE (1) 3092

9. TERRIFIED 2789

6. THE PAINLESS METHOD 2785

Стилистика русского языка 2778

Змееносец 2764

4. THE DISAPPEARANCE OF MR. DAVENHEIM (1) 2750

Бруно 2698

3. PROBLEM AT POLLENSA BAY (1) 2650

Благоприятное время для бракосочетания 2640

Стрижка волос по лунным дням 2612

36 сюжетных линий Жоржа Польти для драматургии 2578

7. THE PERFECTIONIST (2) 2534

Неадекватные люди (1) 2459

7. THE PERFECTIONIST (1) 2375

Ольга Алексеевна Лаптева. Двуединая сущность языковой нормы 2338

8. THE TOUCH OF NUTMEG MAKES IT 2328

Ольга Алексеевна Лаптева. Магия журналистского слова 2164

2. THE NAME 2157

Mr. Zer0 2059


Copyright MyCorp © 2020
Сайт создан в системе uCoz