Категории профессиограммы
|
Признаки профессиограммы журналиста
|
1. Общие признаки профессии.
|
Информационная креативная деятельность, связанная с
оперативной социально-ориентирующей, коммуникативной,
информационно-управляющей, просветительной, рекламной, рекреационной
функциями.
|
2. Подготовка кадров.
2.1. Тип образования.
|
Открытая профессия, в которой могут работать люди с
разными типами образования, однако предпочтительнее журналистское,
филологическое, вообще гуманитарное или специальное (в той области, которая
является сферой публикаций) плюс журналистское, полученное в вузе (бакалавр,
специалист, магистр) или в системе повышения квалификации.
Профессия с относительно малой численностью занятых к ней.
|
2.2. Социально-демографические характеристики кадров.
|
Возраст –
средний, около 35-40, хотя в зависимости от специализации и типа деятельности
(репортёр, аналитик) варьируется от молодого до среднего и выше.
Пол – любой,
хотя в связи со сложностью и динамизмом профессии в основном в журналистике
работают мужчины (60-65%), но это тоже зависит от специализации. Опыт работы. Для узких специалистов
желателен опыт дожурналистской работы в сфере специализации. Для остальных –
разнообразный жизненный опыт.
|
3. Типовые производственные показатели
работы.
3.1. Сфера деятельности и вид труда.
|
Творческий самостоятельный и исполнительский при широких
контактах с людьми в сфере информации, управления, материального и духовного
производства, в сфере воспитания людей.
|
3.2. Типы основных орудий труда.
3.2.1. Вещественные орудия труда.
|
Орудия, предназначенные для создания, переработки и
передачи информации (пишущие ручки, машинки, компьютеры, принтеры, сканеры,
печатная теле- и радиотехника, средства связи).
|
3.2.2. Функциональные орудия труда.
|
Выразительные средства устной и письменной речи, образные
средства, изображение и звук, мимика, жест и другие признаки
профессионального поведения.
Система задач и правил поиска и преобразования информации.
|
3.3. Информационные признаки, характеризующие типовые
производственные показатели работы.
3.3.1. Особенности деятельности по признаку
«индивидуальная – коллективная».
|
Работа индивидуально-коллективная с устойчивым разделением
труда, но нередко изменяющимися функциями (творческая, организаторская,
редакторская работа). Работа коллективная в процессе выхода публикации (для
теле- и радиожурналистов коллективный характер труда связан и с процессом
создания передачи). Количество группы зависит от типа редакции и целей
конкретного задания.
|
3.3.2. Особенности по признаку самостоятельности
работников.
|
Самостоятельная, творческая, но с элементами
исполнительской.
|
3.3.3. Профессиональные, деловые контакты.
|
Широкие (с разным и постоянно меняющимся крутом лиц разных
специальностей и должностного статуса).
|
4. Информационные признаки, характеризующие
типовые производственные показатели работы.
4.1. Предмет деятельности.
|
Предмет деятельности – актуальные события действительности
во всех сферах (духовная, производство, потребление, досуг), информация об
актуальных изменениях действительности.
|
4.2. Цели, функции.
|
Удовлетворение потребностей общества как системы и
отдельных его групп в актуальной информации (информирование, просвещение,
социальное ориентирование, коммуникация, интеграция, рекреация,
информационное управление, пропаганда, рекламирование).
|
4.3. Типы деятельности, важнейшие производственные
операции, обязанности.
|
Литературно-творческая и познавательная деятельность,
создание журналистских публикаций (работа с источниками информации,
постижение сути полученных сведений, конструирование текста).
Редактирование различного вида текстов.
Работа с ретранслируемой информацией (с официальной,
агентской, справочной, художественной, материалами других СМИ, Интернета).
Работа с авторами и письмами в редакцию.
Планирование, организаторская, организационная работа,
участие в производственном процессе выхода издания или передачи в свет, в
эфир.
Участие в рекламной и коммерческой деятельности.
|
4.4. Виды трудностей.
|
Высокая степень социальной ответственности.
Высокая степень психологической стрессовости.
Опасности для здоровья и жизни.
Высокая степень риска.
Частые командировки.
Высокий темп труда.
Ненормированность рабочего времени.
Трудности работы с источниками информации.
Творческие трудности при создании текстов.
Трудности в общении с людьми в процессе сбора информации.
Сложности общения в творческом коллективе редакции.
Трудности в отстаивании независимости, выражении в
публикациях собственной позиции, отличной от позиции владельцев или
учредителей органа информации.
Сложности учёта и выражения интересов аудитории,
особенностей её восприятия массовой информации.
|
5. Условия труда.
5.1. Микроклиматические условия.
|
Работа в помещении.
Часто на открытом воздухе во время выполнения редакционных
заданий с постоянной сменой места работы.
В разных климатических условиях (периодически в
командировках).
|
5.2. Режим и ритм труда.
|
Ненормированный рабочий день, работа в разное время суток
– днём, вечером и даже ночью – и в связи с разными редакционными заданиями и
в связи с тем, что многие публикации создаются дома во внеурочное время.
Работа творческая, разнообразная, не монотонная.
Динамичная, связанная с выездом на задания, в
командировки.
|
5.3. Основные виды профессиональных вредностей.
|
Быстрый темп, оперативность.
Непредсказуемость профессиональных ситуаций, их
стрессовость.
Высокая степень риска.
Физические и нервные перегрузки.
|
5.4. Социальные и социально-психологические условия,
гигиенические условия труда.
|
Высокая степень социальной ответственности перед обществом
и аудиторией.
Высокая степень профессиональной несвободы.
Высокая степень психологической стрессовости и связанные с
этим профессиональные болезни: сердечные, нервные, желудочные заболевания,
бессонница.
|
6. Психологическая характеристика
профессиональной деятельности.
6.1.1. Сенсорные процессы и перцептивные действия
(связанные с непосредственным отражением реальности органами чувств).
|
Связь между субъектом и объектом деятельности в процессе
сбора информации – непосредственная и опосредованная, в процессе общения с
аудиторией – опосредованная каналами передачи, хотя может быть и
непосредственной (интерактивная связь во время ТВ и радиопередач, в
электронных сетевых коммуникациях).
Информация обычно достаточно легко воспринимается, но
иногда смысл и сущность восприятия затруднены по разным причинам (например, в
расследовательской деятельности, в работе с документами, в беседе, когда
собеседник не хочет открывать своих намерений и скрывает информацию).
|
6.1.2. Преобладающие виды сигналов и загрузка сенсорных
каналов.
|
Содержание зрительного восприятия: ситуации, социальные
объекты, их поведение (вербальное и невербальное) и взаимоотношения,
природные объекты, их состояние, предметы и их качества, изображения, тексты
(печатные, документы, рукописи).
Содержание слухового восприятия: беседы с людьми,
разговорная и официальная речь, радио, телеречь.
Особенности тактильного восприятия связаны с процессом
печатания текстов, работой на компьютере, работой с техникой.
|
6.2. Умственная деятельность.
6.2.1. Общие характеристики умственной деятельности.
|
По соотношению
умственной и практической деятельности: в основном умственная
деятельность, реализуемая в печатный текст или эфирную передачу.
По виду умственной
деятельности: специфическая информационная деятельность, универсальная,
пограничная (или включающая в себя определённые функции) между политической и
социальной практикой, общением, наукой и искусством, возможно было бы её ещё
назвать информационной практикой, если сами эти понятия не противоречили друг
другу.
По соотношению
чувственных и логических компонентов: преобладают умственные действия,
основанные и на чувственном, и на рациональном познании, гармоничное
сочетание чувственного и словесно-логического познания (восприятия).
По темпам и
интенсивности: высокая степень интенсивности, оперативности, быстроты
темпа умственной деятельности, нестабильность, разноритмовость и
разноуровневость к зависимости от предмета деятельности, возможность
самостоятельно регулировать темпы деятельности.
По объёму и
значимости специальных знаний: требуется широкая образованность в
сочетании с более углублёнными специальными знаниями в одной или нескольких
областях, если журналист специализируется на определённой тематике, а также
специальные профессиональные, журналистские знания.
|
6.2.2. Особенности умственных процессов: внимания,
наблюдения, памяти, представлений, мышления.
|
Восприятие, наблюдение:
способность к быстрому, точному восприятию, способность хорошо
ориентироваться в обстановке, богатство, широта восприятия, умение улавливать
ускользающие от других детали и особенности наблюдаемого объекта.
Внимание:
по видам:
зрительное, слуховое, произвольное, распределяемое, переключаемое,
устойчивое;
по объекту
наблюдения: динамическое и статическое состояние ситуаций, явлений,
процессов, с преобладанием динамического;
по функциям
наблюдения: фиксирующее, исследующее, оценивающее, контролирующее.
Память:
по видам: разные
виды памяти – зрительная, слуховая, моторная, словесно-логическая и
эмоциональная, быстрая, точная, кратковременная и долговременная;
по содержанию
(преобладающим видам мнемонических предметов):
– форма, цвет, величина, расположение, особенности
предметов, движение, внешность и поведение людей, особенности их психических
состояний, особенности явлений природы, звуки, шумы;
– наглядно-образный, изобразительный материал:
телеизображение, клипы, произведения искусства, фотографии, реклама, макеты,
планы, схемы, диаграммы;
– словесно-логический материал: печатные, рукописные,
компьютерные, телевизионные тексты, фамилии, термины, даты, цифры,
законодательные акты и другие официальные и личные документы, идеи,
концепции, мысли;
– полимодальные представления: сочетание зрительных,
слуховых и двигательных, пространственных и временных.
По видам и формам
запоминания: произвольное и непроизвольное, кратковременное, оперативное
и долговременное запоминание, точное и быстрое, осмысленное запоминание с
элементами механического.
Произвольное
воспроизведение.
Осмысленное выборочное воспроизведение воспринятого
материла в соответствии с целями создания журналистского текста, с процессами
узнавания, припоминания и воспроизведения.
Воспроизведение точное, но не всегда полное в соответствии
с профессиональными задачами.
Достаточно высокая степень скорости воспроизведения, но также
в соответствии с профессиональными задачами.
Мышление.
Тип мышления:
смешанный образно-логический и практический тип мышления,
синтезно-аналитическое мышление, оперативное, гибкое, критичное, широкое (для
некоторых специализаций, например, для аналитиков – глубокое, прогнозное).
Обратное мышление.
На уровне
оперирования образами: чёткое наглядное представление, воспроизведение по
памяти, мысленное сравнение нескольких образов, перевод образа из одной
модальности в другую.
На уровне
воссоздания образов: воссоздание по словесному описанию, создание
целостного образа из отдельных описаний и наблюдаемых объектов, мысленное
воссоздание реальной обстановки на основе декодирования объектов и символов.
Практическое
оперативное мышление.
В условиях
устойчивого стандартизированного трудового процесса: понимание сути
явлений и процессов действительности, причинно-следственных связей, свойств
людей, их поведения, взаимодействия, условий, в которых протекает та или иная
ситуация, выявление путей решения выдвинутых проблем.
В условиях
динамичности трудового процесса и изменения условий работы, когда
особенно требуется проявление оперативной самостоятельности мышления: решение
оперативных задач, включающих комбинирование и уже известной информации при
понимании причинно-следственных связей, при ориентировании в сложной
нестандартной ситуации, при выборе оптимальных быстрых решении для достижения
цели.
Теоретическое
мышление.
В условиях
стандартизированного трудового процесса: оперирование кругом отвлечённых
понятий, понимание причинно-следственных и логических связей, решение
специальных профессиональных задач по специальным нормативным
профессиональным правилам.
При динамичности
трудового процесса и изменчивости условий труда, когда требуется
оперативное самостоятельное мышление: оперирование отвлечёнными понятиями,
понимание закономерностей, логических связей рассуждений и при решении
теоретических задач, включающих воспроизведение и активное применение
профессиональных знаний, самостоятельность и оперативность принятия решений,
планирования, выбор оптимальных решений при нескольких возможных, более
широкое и глубокое понимание отвлечённого материала на основе обобщений,
решение теоретических задач поискового прогностического характера.
Воображение: хорошо развитое, богатое
воображение, способность к ассоциативному мышлению, яркость, отчётливость
воспроизводимых образов, творческое оригинальное воображение, хорошо развитая
интуиция.
|
6.2.3. Особенности речи.
|
Активная речь: обширный словарный
запас, правильность построения предложений, связность и логичность при
развёрнутом изложении мыслей, владение литературным языком, выразительными
средствами речи, свободное владение разными стилями и формами устной речи,
встречающимися в профессиональной работе (беседе, устное выступление,
модераторская работа, дикторский стиль), и письменной речи (публикации разных
видов жанров и стилей): ясность, чёткость при сжатом изложении мыслей (в
формулировании вопросов, ответов, при изложении хроникальной информации),
чистота и чёткость произношения (особенно для теле- и радиожурналистов),
оптимальная скорость речи.
Коммуникативное воздействие:
установление контактов и отношений между людьми, обмен информацией при
коллективной работе, передача информации массовой аудитории через каналы СМИ,
динамизм, убедительность, доказательность, новизна, простота,
выразительность, полезность для аудитории, воздействие (убеждение, внушение,
побуждение к действию).
|
7. Моторные действия.
|
В зависимости от профессиональных обязанностей связаны с
техническими средствами журналистики, с печатанием текстов, работой на
компьютере, владением техническими средствами телерадиожурналистики.
|
8. Нервно-психологическая напряжённость в
работе как эмоциональный фон трудовой деятельности.
|
Высокий уровень социальной ответственности в работе.
Высокий уровень стрессовости.
Высокая степень риска.
Избыток (или недостаток) информации.
Широкие контакты.
Дефицит времени.
Высокий темп работы.
Высокая мобильность и активность.
Неравномерность ритма работы.
Высокие интеллектуально-эмоциональные затраты энергии.
Возможность экстремальных и конфликтных профессиональных
ситуаций.
Возможность опасностей для здоровья и жизни.
Напряжённость, обусловленная непредсказуемостью и новизной
обстановки, диктующей каждый раз небанальные решения.
|
9. Интегральные качества личности, имеющие
существенное значение для успеха в работе.
|
Творческие
способности: литературные, журналистские, творческие способности,
владение языком и стилем, образной, знаковой и аудиовизуальной системой
выразительных средств общения с аудиторией, творческая интуиция, повышенная
впечатлительность, впечатляемость, острота восприятия, оригинальность,
небанальность, способность к перевоплощению, эмпатия, умение «надеть» на себя
роль другого человека, понять его мотивы, систему ценностей, потребности и
интересы, журналистский «нюх» на информацию, способность наиболее адекватным
образом выражать и предъявлять аудитории информацию, учитывая психологические
особенности её восприятия.
Профессиональные
ориентации и качества: сильно выраженная творческая профессиональная
мотивация, понимание сущности журналистской профессии, её функций и целей,
знание аудитории, её особенностей, владение знаниями, методами, навыками и
умениями, позволяющими наилучшим образом выполнять профессиональные обязанности.
Гражданские качества
и социальная ответственность: высокое чувство социальной, гражданской
ответственности перед обществом, стремление при помощи информации
содействовать его оптимальному развитию, объективность, принципиальность.
Гуманность, моральные
качества: чувство справедливости, доброта, доброжелательность, эмпатия,
чуткость и отзывчивость, способность к сочувствию, честность и порядочность,
неподкупность.
Интеллектуальные
познавательные качества: широкий кругозор, эрудиция при компетентности в
избранной области, любознательность, начитанность, аналитические способности,
умение оценить обстановку, понять причины событий и мотивы поведения людей,
наблюдательность, интуиция, способность предвидения, правильная самооценка,
принципиальность, дипломатичность, чувство юмора.
Быстродействие:
способность быстро настроиться на работу, быстрый темп выполнения
профессиональных обязанностей, быстрое реагирование в принятии решений,
находчивость, быстрая переключаемость, перестройка стереотипного поведения, быстрое
установление контактов, быстрая адаптация к новым условиям, мобильность.
Помехоустойчивость:
эмоциональная и психологическая устойчивость, самообладание,
стрессоустойчивость, сохранение работоспособности и присутствие духа при
действии неожиданных и новых ситуаций, способность подавлять чувство страха
при обострённом чувстве самосохранения в экстремальных ситуациях,
сосредоточенность в условиях отвлекающих помех, умение работать в
разноритмовых условиях.
Выносливость
(психологическая и физическая): высокая работоспособность при больших
нагрузках в сложных условиях, упорное преодоление возникающих трудностей,
терпеливость, усидчивость, способность преодолевать сонливость и чувство
усталости.
Уравновешенность:
спокойствие в общении с людьми, сдержанность, собранность, выдержка,
самообладание, способность выдерживать динамичный, разномерный темп
деятельности, часто связанный с экстремальными ситуациями.
Активность:
творческая активность, целенаправленность, инициативность, любознательность,
энергичность, организованность, динамизм.
Волевые качества:
настойчивость, мужество, смелость, способность к риску, уверенность в себе,
решительность, выдержка, сильная воля, самостоятельность, требовательность,
последовательность, малая внушаемость, способность заражать людей, влиять на
них, энергия (харизматизм).
Трудолюбие:
интерес к работе, увлечённость, любовь к профессии, ответственность, чувство
долга, дисциплинированность, добросовестность.
|
10. Интегральные психофизиологические
показатели.
|
Соотношение в
деятельности приёма и отдачи информации (в континууме от А преобладание
приёма, Б – умеренное преобладание приёма, В – равновесие, Г – умеренное
преобладание передачи, Д – значительное преобладание передачи информации): В,
иногда Б, Г, но возможны и А и Д в зависимости от вида профессиональных
задач, однако в целом обычно в сфере средних значений.
Соотношение в
деятельности репродуктивных, стереотипных и эвристических, поисковых
компонентов (от А – значительное преобладание стереотипных компонентов до
Д – значительное преобладание – поисковых): Д и Г – значительное и умеренное
преобладание поисковых компонентов.
Соотношение в работе
умственных (сенсорно-мыслительных)
и физических (мышечно-двигательных): А – значительное преобладание умственных
компонентов.
Соотношение в
умственной деятельности чувственного и логического компонентов: В –
средние значения, гармоничное сочетание чувственных и логических элементов,
но возможны Г и Д в зависимости от специализации (репортёрство, аналитика,
публицистика).
Соотношение в деятельности
широких и узких социальных связей: А – широкие социальные связи; более
узкие в зависимости от специализации.
Соотношение в работе
действий, лимитированных и не лимитированных во времени: А и Б,
лимитированные по времени, особенно в ежедневных СМИ, менее лимитированные в
менее оперативных СМИ.
Соотношение в работе
ситуаций, вызывающих и не вызывающих эмоциональной напряжённости: А, Б –
ситуации, как правило, вызывают значительную эмоциональную напряжённость,
холя есть и другие, менее напряжённые ситуации в зависимости от
специализации.
Соотношение в
деятельности изменчивых и устойчивых компонентов: А и Б – постоянно
меняющиеся ситуации, но часто оптимальное сочетание константных и меняющихся
ситуаций В и Г.
|
|