Суббота, 23.11.2024, 20:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Копилка интересных историй \(._.)/

Здрям!!!
Форма входа
RSS
Избранное
Музыка (LOL)
Помощник-нумеролог
Опросы
Ваш знак Зодиака
Всего ответов: 115
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Тематические статьи

Главная » Статьи » Истории » Великие женщины

Ольга


Ольга.

(умерла в 969 году).

 

Святая равноапостольная княгиня киевская. Правила в малолетство сына Святослава.

 

«Праматерь всех царей русских», святая равноапостольная княгиня киевская – вот кем была Ольга (в разноязычных интерпретациях Хельга, Хальга, Алогия), в крещении Елена. В историю она вошла как великая устроительница государственной и культурной жизни Киевской Руси.

Вариаций на тему происхождения будущей княгини множество, и каждая подкреплена летописным или церковным источником. По летописным сведениям, она родом из Пскова и приходилась родственницей правившему тогда Олегу. Историк Василий Никитич Татищев утверждал, что она – внучка новгородского посадника Гостомысла, предшественника Рюрика, и в доме звали её Прекрасной.

В 903 году девочку предположительно в десятилетнем возрасте привезли в Киев, чтобы обручить с 25-летним Игорем, сыном Рюрика, который позднее принял великокняжение. Согласно древнерусской традиции, официальное имя она получила по принадлежности к роду, по отцу. Вопреки красивой легенде о женитьбе княжича на малолетней простолюдинке, существуют научные версии того, что Ольга была всё-таки знатного рода. В Древней Руси родовая принадлежность имела большое значение, и никто из князей никогда не женился на простых девушках. Олег, будучи регентом при Игоре и полновластным хозяином на Руси, пока тот не возмужал, не допустил бы такого неразумного поступка. А вот невеста из рода Гостомысла была вполне подходящей партией, обеспечивающей связь двух родов. Норманнскому конунгу Олегу, пришлому на Русь, легче было удержать власть при поддержке местной знати. Он имел огромное влияние и на Игоря, тот даже в довольно зрелом возрасте «ходил по Олеге и слушал его». Достаточно вспомнить, что легендарный поход Олега в Царьград (так в летописях называют Константинополь) и заключённый с греками договор были делами того же Олега – «великого князя русского», а новый договор 911 года имел место, когда Игорю перевалило за тридцать. Полновластно править он начал с 912 года, то есть после смерти Олега. Но не будем гадать о достоинствах и недостатках молодого князя, согласимся с тем, что его брак был делом большой политики.

О годах правления Игоря известно мало. Ему довелось покорять древлян, оглядываться на печенегов, что появились в степях Причерноморья, и безуспешно воевать с Византией под давлением хазар. Приходилось князю совершать далёкие и долгие походы, поэтому внутренними делами всё более активно начинала заниматься Ольга.

Осенью 945 года Игорь погиб от рук древлян, с которых хотел получить дополнительную дань. И княгиня осталась одна с сыном.

Широко известна легенда о троекратной мести Ольги жителям древлянской земли. Несмотря на то что они имели мирный вариант разрешения конфликта и даже предложили ей в мужья своего князя Мала, вдова сурово покарала их. Воспитанная в традициях викингов, она легко шла на обман и коварство, бесстрастно относилась к кровопролитию и смерти, чтобы утвердить свою власть. Первой местью было погребение заживо древлянских старейшин вместе с ладьями, в которых они прибыли в Киев. Второе посольство по её приказу сожгли в бане, а третье уничтожили во время тризны по Игорю под стенами города Искоростеня, где он погиб. Самым жестоким было последнее наказание: хитроумная княгиня пообещала, что отступит от города, взяв небольшую дань – по голубю от двора, а потом приказала привязать к лапкам птиц тлеющие лучины и отпустить. Голуби разлетелись по домам и сожгли город. После этой «науки» не только древляне, а никто из данников против Ольги не восставал. В этой истории столкнулись два различных мировоззрения, две психологии: с одной стороны, славянская открытость и прямодушие, вера в нерушимость данного слова, а с другой – выработанное вековой практикой варягов пренебрежение к понятиям нравственности, которые мешали в достижении цели. У последних коварство и ложь были предметом гордости, если приносили успех. А у славян нормы чести и совести были непререкаемым законом.

Вместе с тем Ольга обладала не только твёрдым характером, но и гибким умом, поэтому сделала правильные выводы. Она установила фиксированный объём дани с каждой земли. А потом начала «хождения» по своим владениям, чтобы самолично определить места и виды промыслов, размеры доходов с них и порядок распределения. Известно, что две трети она отдавала в распоряжение городского вече, а треть оставляла за собой и тратила в основном на строительство и благотворительность. Это была первая попытка государственного регулирования природопользования. Ольга установила систему «погостов» (от слова «гость», то есть купец), которые стали центрами торговли и культуры, опорой княжеской власти, местами средоточия интересов иноземных купцов. Со временем они обрастали укреплениями, превращались в города, а с распространением христианства здесь строились храмы как обязательные приметы культурного роста.

При княгине Ольге в Киеве началось каменное строительство. На Старокиевской горе (это место называли Вышгородом) рядом с каменным теремом вырос ещё и дворец, где появился богато украшенный фресками, мрамором и розовым шифером тронный зал для торжественного приёма иностранных послов и гостей. А над торгово-административным центром высилась круглая башня. Уже в наши дни археологи раскопали здесь фундаменты древних зданий.

Ослабив влияние местных правителей, княгиня всячески стремилась укреплять централизованную форму власти. Но не менее важным, чем укрепление политической, экономической и военной мощи государства, она считала духовное обновление народа. И сумела понять, что путь к будущему величию и возможностями на равных общаться с такими господствующими империями, как Византия и саксонская Германия, лежит через принятие христианства. Но задача эта была не из лёгких.

История борьбы язычества с христианством на Руси уже тогда насчитывала почти двести лет, от похода и крещения князя Бравлина в Суроже в 795 роду. И носила она переменный характер не только в народной среде, но и среди властителей: Аскольд был христианином, Вещий Олег – воинствующим язычником, Ольга вслед за Игорем поддерживала христианские веяния, внимательно присматривалась к сторонникам церкви, понимала прогрессивность их устремлений и решила идти одним путём с ними.

С этой целью и отправилась она в столицу Византии город Константинополь к императору Константину VII Багрянородному, снарядив флот и посольство численностью около двухсот человек (с обслугой – более тысячи). Константин яростно ненавидел и опасался русичей, памятуя разгромные для ромеев походы Аскольда, а затем и Олега, который в 907 году прибил свой щит «на врата Царьграда». Но появление русского флота на Босфоре сделало своё дело.

Точная дата исторического визита не сохранилась, учёные относят его к периоду между 946 и 957 годами. До нас дошли не только богатые фольклорные свидетельства и хроники, но и оригинальные записи самого императора – он был историком и писателем. В произведении «О церемониях византийского двора» им описан официальный приём Эльги – архонтессы (то есть правительницы) Руси в императорском дворце. Однако встречей остались недовольны обе стороны. Ольгу возмутило томительное (не один месяц) ожидание приёма в порту, явная демонстрация пренебрежительного отношения к себе, весь церемониал, который предусматривал переодевание в византийские одежды, умащивание и опять ожидание, затем процедуру поклонов и падения ниц. От унизительных церемоний она отказалась и приветствовала Константина лёгким поклоном. Ей были оказаны необходимые почести, с ней подписали и торговые соглашения, однако главных задач княгине решить не удалось. Она планировала договориться об открытии митрополии в Киеве, как это было при Аскольде, и сосватать своему сыну императорскую дочь. Константин счёл это дерзостью, подчеркнув своим отказом превосходство империи над Русью.

Существует легенда, будто бы он предложил Ольге руку и сердце, но получил отказ. На самом деле Константин был женат, а Ольге, хоть она и славилась красотой, было уже за шестьдесят. Гораздо более правдоподобна первая цель визита. Ради неё Эльга Русинка встречалась с патриархом и якобы приняла крещение, а крёстным отцом являлся сам Константин. Но факт крещения остаётся спорным. Во-первых, император нигде о нём не упоминает. А во-вторых, известно, что в этой поездке княгиню сопровождал духовник, что означает одно – Ольга уже была крещённой. Хотя возможно, что для придания особой важности визиту она решила вторично совершить обряд в самом Константинополе, давая тем самым понять: и она и её страна готовы воспринять достижения византийской культуры. Она всегда держалась гордо, с достоинством. В былинном произведении «О взятии Царьграда княгиней Ольгой» запечатлена её бескровная победа над надменным Константином. (А за моменты унижения она расквиталась, когда тому впоследствии пришлось просить войско, и ответила послам: дескать, пускай приедет и подождёт так, как я ждала у него в порту, тогда и дам.) Отбывая домой, Ольга, наречённая в вере Еленой, получила благословение патриарха Феофилакта: «Благословенна ты в жонах руських, яко возлюби свет, а тьму остави»…

Как бы то ни было, крещение свидетельствовало об уме и дальновидности русской правительницы, определило её внешнюю политику, направленную на укрепление независимости Руси. Этой линии придерживались в течение двухсот лет и её наследники. Очень важно, что в насаждении христианства Ольга прибегала к ненасильственным методам. Она понимала, что в стране, где языческие верования имели глубокие корни, невозможно ввести новую официальную религию путём указа. Ведь даже собственного сына Святослава она не смогла переубедить и обратить в свою веру, она оставался язычником до конца дней. Княгиня мирилась с тем, что одни её подданные молятся в храме (на днепровском берегу красовался соборный храм Ильи Пророка), а другие перед походом клялись на оружии в святилище Перуна. Прошли годы, прежде чем внук Ольги – Владимир покончил с этим и крестил киевлян в Днепре, уничтожая остатки капищ. Более того, воспользовавшись ослаблением Византии, он силой оружия заставил императорский двор выдать ему в качестве жертвы царевну и женился на ней, выполнив и это желание своей бабки – породниться, а значит, и уравняться в величии с могучей державой. Христианизация государства и союз с Византией, начатые Ольгой и завершённые Владимиром, по мнению академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва, «ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях».

А историк Сергей Михайлович Соловьёв отмечал, что после принятия христианства на Руси возникло также и новое отношение к женщине. Благодаря княгине Ольге они включились в процесс просвещения, ни в чём не уступали мужчинам в «книжности», а также имели «в женском естестве мужскую крепость», иначе говоря, занимались государственными делами – образованием, культурой, строительством, врачеванием, воевали и принимали послов. Примером такого характера была сама княгиня. Самоотверженная, терпеливая и мужественная, она умела не сгибаться в трудные времена, а наоборот стала духовной опорой для многих людей. Фактически до конца жизни Ольга управляла Русью, потому что Святослав редко бывал в столице, почти всё время проводил в походах. Когда в 968 году князь воевал на Балканах, ей даже пришлось выдержать осаду печенегами Киева.

Предание нарекло Ольгу хитрой, а церковь – святой. Летописец Нестор называл её звездой, которая предваряет восход солнца над русской землёй. Почитание княгини со временем переросло в обожание и обожествление, затем последовало причисление её к сонму святых. Когда произошла канонизация, мы не знаем, понятно только, что в домонгольские времена, так как день её памяти (11 июля) встречается в письменных источниках с XIII века. Первые изображения княгини появились в хрониках и летописях, а затем начали воплощаться в иконах, в храмовых фресках и росписях Византии и Руси. Есть предположение, что остатки фресок Софиевского собора в Киеве, возведённого при Ярославе Мудром, изображают именно фрагменты приёма русского посольства во главе с Ольгой в Константинополе. А более поздняя иконография, очевидно, берёт начало с этих фресок.

Княжение княгини Ольги явилось поворотом в истории Киевской Руси. Страна обрела упорядоченное правление, вошла в политическую систему христианского мира. Благодаря её мудрости Русь не попала в зависимость ни от Византии, ни от Германии. Уходящие в глубь веков отношения византийцев-греков и русинов получили новое развитие. Через русские земли от Константинополя по Днепру, через Киев и дальше на север, до Новгорода и Балтийского (Варяжского) моря шёл знаменитый путь «из варяг в греки». Николай Михайлович Карамзин писал, что Ольга «овладела кормилом государства и мудрым управлением доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами».

Категория: Великие женщины
Просмотров: 1807
КаленДАРь
:)
Поиск
ПОПУЛЯРНОЕ
Роксолана 32055

8 способов заставить мужчину ревновать 21077

Вещие сны в Новый год, на Рождество, в Святки и на Крещение 19832

Нумерология и дата знакомства пары 17599

Детям до 16... 10575

Влияние Асцендента на характер и враждебность 10463

Профессиограмма журнализма 9751

Близость (3) 9628

Неадекватные люди (3) 9484

Древо жизни 8994

Брачная совместимость 7752

Григорий Яковлевич Солганик. Язык современных СМИ 7743

1. THE INSPIRATION OF MR. BUDD 7600

Влияние Асцендента на внешность 7435

Богач и жнец 6995

Один день 6615

Неадекватные люди (2) 6499

Пять сантиметров в секунду 6484

* BAKER’S DOZEN 6276

В ожидании чуда 6073

Воспитание чувств 5909

Стилистические ошибки в тексте 5700

Боярский сын и пастух 5672

Язык и речь 5502

Трёхчастная структура сценария 5377

10. THICKER THAN WATER (1) 5203

Стилистика русского языка 5057

Александр Петрович Сковородников, Галина Анатольевна Копнина. Выразительные средства газетной публикации 5051

Мечта (короткометражный фильм) 5013

6. THE PAINLESS METHOD 4830

Не рой другому яму – сам в неё попадёшь 4828

7. THE PERFECTIONIST (1) 4759

5. THE AVENGING CHANCE (1) 4702

Взаимоотношения знаков 4515

9. TERRIFIED 4334

Высоцкий. Спасибо, что живой 4334

4. THE DISAPPEARANCE OF MR. DAVENHEIM (1) 4319

Змееносец 4163

Водительский стиль 4063

2. THE NAME 3950

7. THE PERFECTIONIST (2) 3854

8. THE TOUCH OF NUTMEG MAKES IT 3827

36 сюжетных линий Жоржа Польти для драматургии 3802

Стрижка волос по лунным дням 3722

3. PROBLEM AT POLLENSA BAY (1) 3705

Неадекватные люди (1) 3685

Благоприятное время для бракосочетания 3595

Астрологические рекомендации на дни недели 3536

Бруно 3475

Ольга Алексеевна Лаптева. Двуединая сущность языковой нормы 3374


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz