Все вместе на прополку плеоназмов!
Статья Аллена Гатри. Чистим
рукопись.
Плеоназмы – слова или
выражения, которые можно удалить.
1. Удалять слова, не влияющие на смысл предложения: «Вообще-то я
знаю, что он просто как бы киллер» ужать
до «Я знаю, что он киллер».
2. Избегать прямых ответов в диалоге: уклончивые ответы порождают
нужный в романе конфликт.
3. Заменять наречия образными глаголами: вместо «Шёл медленно» – «тащился» или «плёлся».
4. Вычёркивать прилагательные – заменять образными глаголами.
5. Два прилагательных при существительном хуже, чем одно.
6. Разбивать длинные реплики в диалоге – действием героя, созданием
атмосферы.
7. Не повторять одну и ту же мысль или один и тот же образ.
8. Показывать, а не рассказывать.
9. Описания работают на сюжет: вместо того, чтобы описывать лежащую
на столе книгу, пусть ваш маньяк-убийца её возьмёт.
10. Не остроумничать: маньяк не должен носить фамилию Живоглотов.
11. Избегать «литературностей»: лучше писать грубее и проще, а не
«как писатель».
12. Определиться, в чьей голове находитесь, – оставаться там всю
сцену.
13. Не запутывать читателя.
14. Использовать в диалоге «сказал» или «сказала».
15. Считать читателя умным, но не заставлять его читать мысли.
16. Начинать сцены как можно позже, заканчивать как можно раньше.
17. Начинать роман персонажами в действии.
18. В каждой сцене задавать персонажам чёткие цели и препятствия.
19. Дать одному из любовников ревнивого спутника жизни.
20. Героя надо помучить: кидать в него камнями.
21. В описаниях задействовать все 5 чувств: зрение, слух, вкус,
обоняние, осязание.
22. Писать короткие предложения, а также превращать два в одно.
23. Не давать персонажу говорить правильным полным предложением, чтобы
не звучало «по-книжному».
24. Ликвидировать авторский фильтр: «он ощутил», «он подумал», «он
заметил» – это всё фильтры.
25. Слабую сцену удалить либо заменить предложением или абзацем.
26. Не подсказывать читателю: «Как поживает Дональд, твой сын?» =>
отец Дональда знает, что Дональд – его сын.
27. Глупые мысли герою лучше подумать, чем говорить вслух.
28. Убрать улыбки, ухмылки, вздохи, пожимания плечами персонажей.
29. Аккуратнее с местоимениями: Джон достал нож из кармана и ударил
им Пола в живот => «Им» – это карман или нож?
30. Держать как можно дольше момент наибольшего напряжения.
Если что-то удалось вопреки
правилу, забудьте про правило.
+
Аллен Гатри, редактор
издательства Point Blank Press,
три года назад написал шуточную статью под названием «Все вместе на прополку
плеоназмов!». Этот набор литературных «советов» стал культовым в среде
американских авторов.
Все
вместе на прополку плеоназмов! (Аллен Гатри)
Я не устану повторять, что
литература – штука субъективная. Мы в ней пытаемся добиться каждый своего.
Соответственно каждому из нас нужен свой собственный набор литературных правил
– а кой-кому правила вообще не нужны! Я лично люблю правила. Даже если толку от
них никакого, их приятно нарушать.
1. Избегайте
плеоназмов. Плеоназм – это слово или выражение, которые можно
удалить из предложения, не изменив при этом его смысла. Например, в предложении
«Все вместе на прополку плеоназмов!», «вместе» – это плеоназм. Вычеркните его,
и смысл предложения не изменится. Многие слова используются в качестве
плеоназмов: «просто», «вообще-то» и «как бы» – три распространённых сорняка
этого рода («Вообще-то я знаю, что он просто как бы киллер» можно ужать до «Я
знаю, что он киллер»). А выражения вроде «более-менее» или «как бы то ни было»
– просто паразиты.
2. Пишите уклончивый
диалог. Ваша главная
задача как писателя – нагнетать конфликт. Проведите дома или на работе
следующий эксперимент: попробуйте в течение целого дня избегать прямых ответов
на вопросы родственников и коллег. Ну что, получили конфликт на свою голову?
Примените этот принцип к своим произведениям, и ваши персонажи отреагируют так
же.
3. Заменяйте наречия
образными глаголами. Заметьте, я
не говорю «избегайте наречий, и точка», потому что одно наречие на пятьдесят
страниц – это нормально, ничего страшного. А вот что ненормально, так это
позорно вставлять в предложение наречие, потому что вы не сумели найти точный,
образный глагол. «Шёл медленно» ни в какое сравнение не идёт с «тащился» или «плёлся».
«Искренне сочувствовал» ни в какое сравнение не идёт с «сострадал».
4. Везде, где только
возможно, вычёркивайте прилагательные (см. пункт 3, везде по тексту
подставить «прилагательное» вместо «наречие»).
5. Два
прилагательных при существительном в четыре раза хуже, чем одно. «Усталый,
пожилой» человек «медленно шёл» по направлению к «молоденькой, хорошенькой»
девушке. Когда я читаю подобное предложение, я надеюсь, что он умрёт прежде,
чем до неё дотащится. Хотя в таком случае за ним может приехать «стремительная,
суетливая» карета скорой помощи. Ещё и «оглушительно завывая».
6. Не пишите длинных
реплик в диалоге. Любая реплика длиннее трёх предложений должна чем-то
разбиваться. Пусть ваш персонаж что-нибудь сделает. Пусть оглядится вокруг
себя. Дайте читателю представление о происходящем. Создайте нужную атмосферу.
7. Если вы повторили
какую-то мысль два или более раз, выберите наилучший вариант и удалите
остальное. Очень часто я вижу в рукописи повторения одного и того
же образа. Это как если бы автор сказал: «Первые два варианта высказывания не
очень удались, но зато третий точно получился. А если и не получился, то может,
все три вместе взятые редактора убедят». Автор повторяется. Именно так. Еле
уловимая разновидность плеоназма.
8. Показывайте, а не
рассказывайте. Знаменитый совет, которому мало кто следует. Пример:
опосредованное описание эмоций. Ваш читатель умный? Умный. Ну и пишите для него
соответственно. «Лили заливалась слезами. Она была очень расстроена». Тут
второе предложение следует из первого? Контекст вроде бы на это указывает. Ну и
вычеркните его. Если вы хотите, чтобы читатель сопереживал, не разжёвывайте ему
всё. Покажите ему, что происходит, а он своим умом дойдёт до всего остального.
У этого подхода есть ещё один плюс! Поскольку кино в силу необходимости не
рассказывает, а показывает, данный подход вам очень придётся кстати, когда
настанет время писать киносценарий по вашему роману!
9. Описания должны
работать на сюжет. И постарайтесь внести в эти описания действие. Вместо
того, чтобы описывать лежащую на столе книгу, пусть ваш маньяк-убийца её возьмёт,
полистает и переложит на диван. Ему же надо каким-то действием разбивать свои
монологи?
10. Не остроумничайте. Если
взять предыдущий пример, то ваш маньяк не должен носить фамилию Живоглотов.
11. Избегайте «литературностей». Лучше
пишите грубее и проще. Когда вы стараетесь звучать «как писатель», ваша
авторская интонация проникает в произведение, а мешающийся под ногами героев
автор никому не нужен. Авторы всех великих произведений невидимы и неслышимы.
12. Определитесь с
точкой зрения (POV). Как можно раньше дайте знать читателю, в чьей голове вы
находитесь. И оставайтесь в данной голове всю сцену. Это правило к вам не
относится, если вы уже Великий и Выдающийся, в каковом случае можете поступать,
как хотите. Но суровая правда жизни состоит в том, что, хотя большинство
читателей не разбирается в литературных тонкостях, они все любят читать
понятные книги, а не путаные.
13. Не запутывайте
читателя. Если вам кажется, что какое-то место может быть
читателю непонятно, значит, оно абсолютно невразумительно. Или перепишите его
понятно, или удалите совсем.
14. Атрибутируйте
диалог словом «сказал (-а)». Сид Флейшман называет «сказал» словом-невидимкой.
15. Очень хорошо
считать читателя умным человеком. Но плохо считать его экстрасенсом, умеющим
читать ваши мысли.
16. Начинайте сцены
как можно позже и заканчивайте их как можно раньше.
17. Начинайте роман
персонажами в действии. Всю необходимую предысторию
добавите потом по ходу дела.
18. Задавайте
персонажам чёткие цели. Всегда. В каждой сцене. И
создавайте препятствия к их достижению. Всегда. В каждой сцене. Если у
фокального персонажа сцены отсутствует цель, создайте её или удалите сцену.
Если отсутствует препятствие к её достижению, создайте его или удалите сцену.
19. Если двое
персонажей испытывают взаимное влечение, не давайте им добраться до постели,
пока не дадите хотя бы одному из них ревнивого спутника жизни.
20. Героя надо
помучить! Мало просто загнать его на дерево. Пока он соображает,
как же ему оттуда слезть, нужно кидать в него камнями.
21. В описаниях нужно
задействовать все пять чувств. Авторы часто упускают из виду
обоняние и осязание.
22. Варьируйте длину
предложений. Я сам люблю писать короткими и всегда поражаюсь, какого
эффекта можно добиться, если скомбинировать два предложения в одно.
23. Не давайте персонажам
разговаривать правильными полными предложениями. Можете это делать только тогда, когда
вам надо, чтобы они звучали, словно книжные персонажи.
24. Везде, где только
возможно, ликвидируйте авторский фильтр. «Он ощутил», «он подумал», «он заметил» – это всё фильтры. Они отдаляют
читателя от персонажа.
25. Когда закончите
книгу, найдите самую слабую сцену и удалите её. Если
есть такая необходимость, замените её одним предложением или абзацем.
26. Не подсказывайте
ничего читателю. «Как
поживает Дональд, твой сын?». Отец Дональда вряд ли нуждается в напоминании,
кем ему Дональд приходится. Эта фраза вставлена автором только для того, чтобы
сообщить читателю нужную информацию.
27. Если произнесённая
вслух фраза выставляет героя дураком, пусть он её не произнесёт, а подумает. Смысл
останется тот же, но хоть остальные не догадаются.
28. Персонажи,
которые много улыбаются и ухмыляются, кажутся читателю законченными идиотами. Также не
давайте им вздыхать и пожимать плечами. От удаления всех улыбок, вздохов и
пожиманий плечами рукопись практически всегда выигрывает. Улыбнуться печально –
это преступление против литературы.
29. Местоимения: большой геморрой
от маленького слова. Самое полезное, что я в жизни узнал про этих
мерзавчиков, это следующее: местоимение всегда относится к ближайшему стоящему
перед ним соответствующему существительному. Например: «Джон достал нож из
кармана и ударил им Пола в живот». Как же Полу повезло! Ведь если проследить «ближайшее
соответствующее» местоимению существительное, то это будет «карман»! Соблюдайте
это правило, и читателю всё будет понятно.
30. Зафиксируйте
момент наибольшего напряжения и держите его так долго, как только сможете. Или, как
выражается Джон Данн Макдональд: «Остановите действие – пристрелить всегда
успеете».
31. Если что-то
удалось вопреки правилу, забудьте про правило.