Упражнение на развитие качественного
усвоения текста.
По статье доктора педагогических
наук Марата Александровича Зиганова.
1. Бегло просмотреть текст.
2. Подробно прочитать.
3. Письменно (кратко и ёмко) ответить на вопросы:
А. Стоит ли читать этот текст или
достаточно ограничиться его беглым просмотром?
Б. Что следует запомнить из
данного материала?
В. Цель текста (где используются
полученные знания; важны ли они и интересны; каких результатов можно добиться,
применив эту информацию)?
Г. На какой срок нужно запомнить
информацию?
Д. Какие факты по данной тематике
уже вам известны?
+
Развитие уверенности в читательских навыках.
Практически каждый читатель
ловил себя на том, что, вновь и вновь перечитывая одну и ту же строчку, абзац
или страницу, вдруг осознавал, что думает не о читаемом материале, а о чём-то
своём. В итоге чтение проходило
впустую и возникала необходимость вернуться к не усвоенной части текста. Неуверенность
в достаточном усвоении текста снижает эффективность чтения не только из-за низкого
качества усвоения материала, но и из-за непродуктивных затрат времени и усилий.
Предлагаемое далее упражнение принципиальным образом изменяет культуру
чтения.
Автор: Марат Aлeксaндpoвич
Зиганoв, доктор педагогических наук (МАН), профессор Европейского
университета, директор Школы рационального чтения.
Практически каждый читатель ловил
себя на том, что, вновь и вновь перечитывая одну и ту же строчку, один и тот же
абзац или даже одну и ту же страницу, вдруг осознавал, что думает не о читаемом
материале, а о чём-то своём. В итоге чтение проходило впустую и возникала
необходимость вернуться к только что прочитанной, но не усвоенной из-за
невнимательности части текста.
Из-за частых возвратов к
прочитанному, обусловленных невнимательностью, тратится много времени и сил. Но
это не столь существенно. Хуже другое – частые мысленные отвлечения во время
чтения постепенно становятся нормой для такого читателя, формируя рассеянность.
Такой читатель начинает замечать, что стал невнимательным.
Неуверенность в достаточном
усвоении текста при первом чтении является одним из негативных факторов,
снижающих эффективность чтения не только из-за низкого качества усвоения
материала, но и из-за непродуктивных затрат времени и усилий на возвраты к
только что прочитанному, но не усвоенному.
Предлагаемое вам упражнение
принципиальным образом изменяет культуру чтения.
Упражнение. Перед чтением бегло просмотрите текст.
Если вы при этом усвоили лишь 1/10 часть просмотренного текста, не огорчайтесь,
этого вполне достаточно, чтобы ответить, нужно ли вообще читать этот текст.
Если текст
нужно запомнить, то его необходимо прочитать дважды: впервые просмотровым чтением и повторно читать подробно. Не
советуем читать этим способом лишь художественные и короткие тексты. Во
время просмотрового чтения оцените каждую часть текста, решите, что нужно
запомнить, что, где и как вы используете и в какой ситуации.
Запомните название текста, автора, место и
год издания, уясните для себя характер материала. Затем письменно ответьте на следующие вопросы:
1. Стоит ли читать этот текст или достаточно
ограничиться его беглым просмотром?
2. Что следует запомнить из данного материала?
3. Какова цель этой работы (где конкретно будут использоваться
полученные знания, насколько они важны и интересны, каких конкретных
результатов можно добиться применением этой информации)?
4. На какой срок нужно запомнить информацию?
5. Какие факты по данной тематике уже вам
известны?
Письменные
ответы должны быть краткими, но ёмкими, чтобы запись ответов не занимала много
времени, но суть их была усвоена.
Последовательность
ответов значения не имеет. Важен
сам процесс поиска ответов на вопросы перед началом чтения, а также важно
определить, соответствуют ли ваши предположительные ответы, составленные по
беглому просмотру текста, окончательным ответам, полученным после прочтения
текста.
Вопросов
может быть больше, так как предлагаемые вопросы можно дробить на более частные,
можно ставить перед собой другие задачи, но здесь важно до начала чтения
ответить мысленно или письменно на ряд вопросов, составив предполагаемую
сущность текста.
При чтении
текста будет происходить одновременный поиск ответов на эти вопросы.
Мыслительные процессы активизируются и в том случае, если ваши предположения о
сущности текста подтвердились, и в том случае, если они оказались неверны.
Чтение текста из пассивного превратится в процесс активный, творческий, с
глубоким критическим анализом.
Давайте
проанализируем суть предложенных вопросов.
Ответ на первый
вопрос даст вам ориентир в чтении, опуская несущественное, избегая тем
самым перегрузки памяти незначительным материалом, экономя время для постижения
необходимого и чтения произведений, обогащающих душу и разум. Со временем вы
научитесь отбирать тексты для чтения, ограничившись лишь беглым просмотром или,
наоборот, скрупулёзным изучением, в зависимости от необходимости. Вы научитесь
правильно ориентироваться и в тексте, опуская несущественное и твёрдо запоминая
главное. Таких результатов вы непременно достигнете, если регулярно перед
началом чтения будете бегло просматривать текст, отвечая на поставленные
вопросы.
Когда вы
привыкнете отвечать на вопросы, что следует запомнить из текста и для чего
нужна эта информация, вы сформируете целенаправленное чтение. Ведь
многие не имеют определённой цели чтения, они читают, чтобы узнать, о чём
текст, читают то, что попадаётся. Это порождает бессистемное чтение.
Встречается много лишней, ненужной информации, при этом интерес к чтению
ослабевает.
Напротив,
целенаправленное чтение вызывает особый интерес к материалу. Планируя на основе
беглого просмотра, что из статьи или книги следует запомнить, вы выделяете
главное в тексте, интересное для вас, а читая текст, убеждаетесь в
правильности избранного, работаете с текстом активно, анализируете его, в отличие
от пассивного восприятия текста, когда вы просто фиксируете, что изложено
автором.
Определение
информации для запоминания при беглом просмотре текста, как и определение цели
чтения, представляют собой психические установки, которые в процессе чтения воздействуют
на мозг, активизируя восприятие текста. Потренировавшись определённое время, вы
автоматически будете искать при чтении ответы на вопросы, одновременно
анализируя текст. Формирование психической установки на вычленение основной
информации и цели её запоминания во многом обеспечивают высокое качество
усвоения текста, повышают уровень культуры читателя.
При этом
формируется избирательный подход не только к подбору литературы для чтения, но
и к чтению каждого текста: не всё читается одинаково быстро или даже с равным
вниманием; производится выбор информации и метода чтения в соответствии
с необходимостью для вас той или иной информации. Читать выборочно –
одно из главных требований рационального чтения. Конечно, это не относится к
художественной литературе, где прочитывается весь текст. Здесь же речь идёт об
информативных текстах, о текстах по специальности, о периодике.
Определив
степень важности избранной для запоминания информации, обозначив цели
запоминания, необходимо для себя решить, на какой срок нужно запомнить
те или иные данные.
Нет
необходимости всю прочитанную информацию хранить в памяти длительное время или
пытаться запомнить навсегда всё, что хотелось бы запомнить.
Ограничив срок
годности той или иной необходимой информации, вы тем самым закрепляете в
сознании, а затем и на подсознательном уровне психическую установку, команду:
запомнить определённые факты на неделю, до сессии, надолго, навсегда либо
вообще запоминать не стоит. При этом создаются дополнительные условия для
образования в мозгу следов памяти, которые сохраняются именно на заданный срок.
На этапе
психологической подготовки к восприятию текста очень важно вспомнить уже
известные факты, имеющие к нему отношение.
При вспоминании
происходит психический процесс, в результате которого припоминается информация.
Перед тем как
прочитать следующий параграф или главу, надо вспомнить или просмотреть
предыдущие. Это закон, улучшающий работу памяти. Это касается и чтения
художественной литературы: эмоциональное восприятие текста значительно
улучшается.
Когда мы смотрим
по телевизору сериал, перед очередной серией, как правило, излагаются
предыдущие. Это не только вводит непосвящённых в курс дела, но и эмоционально
настраивает зрителя на восприятие этого произведения, внимание тем самым активизируется.
Проверено на практике, что запоминание при этом будет значительно лучше.
Итак, перед тем
как продолжить чтение текста, прерванное несколько дней назад, вернитесь к
предыдущим частям текста (перечитав их или просто вспомнив их содержание) и
только после этого можете продолжать чтение, как бы разогнавшись перед
очередной частью. В этом случае чтение будет всегда проводиться продуктивно.
Вы регулярно
будете вспоминать то, что уже знаете на эту тему, если выработается психическая
установка на повторение пройденного перед чтением текста. Это вселит в
вас уверенность в том, что и будущее чтение принесёт свои плоды, отобранный для
запоминания материал в дальнейшем при работе над этой же темой будет приятно
вспомнить, убеждая при этом в безотказной работе собственной памяти.
Таким образом,
перед чтением текста, бегло просмотрев его, нужно ответить на ряд вопросов,
число которых может у каждого варьироваться, но количество вопросов должно быть
всегда одно и то же, так же, как и сами вопросы, если они и будут в чем-то
дополнять предложенные выше, должны всегда повторяться. В этих вопросах должна
быть отражена суть текста, над которым вы работаете.
Ответы на эти
вопросы послужат основой психологической подготовки и усвоения текста. В
процессе проведения такой предварительной работы с текстом у вас выработается
устойчивая привычка отвечать именно на данный вопрос, то есть психологическая
установка на проведение психологической подготовки к чтению текста.
Для получения хороших результатов
при проведении психологической подготовки к чтению вам потребуется 1-2 месяца.
Отрабатывайте упражнение сначала перед чтением текстов, схожих по материалу:
советуем начать с определённых рубрик газет, которые вы обычно читаете. Объёмы
используемых при выполнении упражнения текстов должны быть не менее 2-3 тысяч
знаков.