Нудные азы писательства.
Ольга Громыко.
1. Если можешь исчерпывающе описать ситуацию в трёх словах, выкинь
остальные пять.
2. Если видишь тавтологию или повтор, вначале убедись, что синоним
не утяжеляет предложение. Если это так, лучше переформулировать мысль, чем
загромождать текст.
3. Если не уверен в значении слова, погугли. Иногда узнаёшь
удивительное.
4. Если ты маешься, не желая приступать к «скучному» куску текста,
попытайся понять, почему он тебе скучен, и найди «изюминку», которая его
оживит. Не пиши его единственно ради того, чтобы заполнить дыру. Она всё равно
останется дырой, только с буковками. Каждое описание природы, погоды и трапезы
должно играть на сюжет (задать настроение, провести аллегорию).
5. Не бойся глагола «было» пару раз на страницу. Без разницы, что
там говорят эстеты. Среднему читателю важнее читабельность, а не авторские
выкрутасы в попытках избавиться от этого несчастного слова. Иногда читаю и
прямо вижу, как автор плакал, но давил его в попытке выглядеть профессионалом.
6. Два слова подряд на одну букву нормальны и допустимы, три – если
нет других вариантов. Три слова подряд, начинающиеся с одной приставки,
допустимы, только если это явный художественный приём, а не случайность.
7. Куда больше раздражает постоянно повторяющийся глагол «сказал» в
диалоге. Лучше напиши, что герой при этом делал. Читатель сам догадается, что
эту реплику герой не попой просвистел.
8. Если одному тестеру не нравится / не понятно то, что нравится /
понятно тебе, шли тестера лесом. Если этот фрагмент не понимают / не одобряют
два тестера, сходи в лес сам.
9. Не описывай героя единым блоком. Раскидай описание по первым 2-3
страницам, для лучшей усвояемости. Если сделать это позже, читатель успеет
сформировать свой образ, и потом фиг в него вдолбишь правильную длину волос и
размах плеч.
10. По максимуму правь ошибки, даже если это просто опечатки. Чем
чище текст, тем внимательнее корректорский глаз. Редакторов, которые перепишут
корявость, в издательстве нет, это миф. В лучшем случае – тупо выкинут абзац.
11. Имена героев должны заметно различаться. Читатель может не
запомнить, что имя одного героя Оыгакнцгпкцгупк, но никогда не спутает его со
вторым – Васей или Диком.
12. Оценивай текст зрительно. Он должен быть ёлочкой, а не кирпичом
(поясняю: диалоги + короткие абзацы, а не сплошной жуткий описательный абзац, где
взгляд начинает скакать через одинаковые по длине строчки, не имея зацепок).
13. Паразитами бывают не только слова, но и целые фразы, и
раздражают они куда сильнее (типа «уронил свою челюсть от изумления»). Если
тебе кажется, что ты что-то такое уже писал, воспользуйся поиском по тексту.
14. Выложи кусок текста в режиме «только для себя» в ЖЖ или дайрик.
Когда видишь его на другом фоне другим шрифтом, резко обостряется чувство
прекрасного, легко замечаются и правятся мелкие корявости.
15. Лучше выделить слово курсивом, чем заглавными буквами. Читается
приятнее, внимание привлекает с тем же успехом.
16. Почти все вышеописанные правила можно нарушать, если ты твёрдо
знаешь, зачем это делаешь, и это работает на текст – а не на авторское эго.