Как написать роман.
Найджел Воттс. «Как написать
роман».
4. Восьмипунктовая
дуга.
Дуги главные, большие, меньшие.
1. Главная дуга: история в целом => содержит все 8 фаз дуги
2. Большая дуга: главы, части или акты => содержит все 8 фаз
дуги
3. Меньшая дуга: сцены => содержит все 8 фаз дуги
Значение решающих выборов, кульминационных пунктов, поворотов возрастает по
мере развития событий.
-
Восьмипунктовая дуга.
1. Стазис, то есть начальное состояние:
* умещается в выражении «как-то однажды»
* день, ничем не отличающийся от других
2. Первый импульс:
* обычный день превращается в день исключительный
3. Цель:
* возвращение к исходному состоянию
* стремление к сохранению первого импульса
Трансформация цели (пример): найти
деньги => добиться любви => борьба за выживание.
4. Неожиданность:
* двигающая героя вперёд
* тормозящая героя
! Равновесие правдоподобности и
неожиданности.
5. Решающий выбор:
* чтобы преодолеть препятствие, следует принять
трудное сознательное решение, а не автоматически реагировать
6. Кульминационный пункт (климакс):
а) неожиданность – грабитель
б) решающий выбор – самооборона
в) кульминационный пункт – удар грабителю по голове
7. Поворот:
* событие, изменяющее состояние героя
* результат предыдущих событий
8. Развязка:
* изменённые герои возвращаются в первоначальное
состояние (стазис)
-
Применение восьмипунктовой дуги.
1. Стазис, то есть начальное состояние:
Однажды, давным-давно
2. Первый импульс:
происходит что-то необычное,
3. Цель:
что заставляет героя стремиться к чему-то,
4. Неожиданность:
но ситуация усложняется,
5. Решающий выбор:
и это заставляет протагониста принять трудное решение,
6. Кульминационный пункт (климакс):
влекущее за собой серьёзные последствия,
7. Поворот:
из-за которого наступает абсолютное изменение ситуации,
8. Развязка:
и все живут долго и счастливо (а
может быть и нет).
-
Упражнения. Восьмипунктовая
дуга.
1. Выбери по одному элементу из приведённых ниже категорий (если
любишь трудности, выбирай случайным образом):
герой: штукатур, адвокат, хакер,
богатый плейбой, цирковой артист, выступающий на трапеции
предмет: бритва, карманные часы, фотография,
флакон с таблетками, бумажник
место: домик в глуши, библиотека,
городская многоэтажка, современная фабрика, заброшенный склад
А теперь помести выбранного героя
(то есть протагониста) в выбранном месте в какой-то ситуации, связанной с
выбранным предметом. Введи в сцену кого-то другого (антагониста). Это стазис.
Подумай, можешь ли ты придумать первый импульс, благодаря которому протагонист
найдёт достаточно мотивирующую цель. Какие проблемы возникнут, как их можно
решить?
Если эта задумка окажется
интересной, попробуй её развить, и она окажется зародышем повести.
2. Анализируй повесть в процессе её создания. Задавай себе
следующие вопросы:
* Что является первым импульсом?
* Какой мотивацией руководствуется протагонист?
* Как её можно переложить на цель?
* Нарастают ли неожиданности, выборы и
кульминационные пункты по мере развития событий?
3. Проанализируй свою любимую повесть на основе восьмипунктовой
дуги.
-
5. Побочные
сюжеты и символичность.
Побочный сюжет.
1. Побочный сюжет, созвучный фабуле, закрепляет нашу оценку
героя и нашу интерпретацию его начинаний: то есть говорит то же самое, только
по-другому, либо показывает какой-то аспект темы.
2. Побочный сюжет, противопоставляемый фабуле.
3. Темп:
* побочный сюжет как замедлитель развития главной фабулы
* побочный сюжет в качестве пролога
* вплетается в главную фабулу, и задача его
основывается на создании препятствий для протагониста, так, чтобы история не
достигла кульминационного пункта слишком быстро
! Развивая побочный сюжет, следует
сохранять осторожность, потому что можно создать двухголового монстра, то есть
роман с двумя равнозначными фабулами, что собьёт с толку читателя.
-
Символичность.
Символ – это то, что заменяет
что-то другое.
Символ нужен:
1. Чтобы иллюстрировать какое-то понятие.
2. Чтобы углубить измерение.
3. Чтобы заглянуть за кулисы рационального смысла.
* символ в имени персонажа
* в названии книги
* в роде занятий персонажа (прачка – бедная,
адвокат – богатый, умный)
* переход символизма в образность
Присутствие символа говорит нам,
что история, с которой мы имеем дело, является чем-то большим, чем случайное
событие.
Символичность не должна бросаться
в глаза, она должна действовать на подсознание.
-
Упражнения на побочные сюжеты и символизм.
1. Проанализируй главную фабулу своего романа. Задай вопрос – какие
признаки главных героев должны быть дополнительно освещены с помощью побочных
сюжетов? Каким методом ты намерен это сделать: с помощью созвучия или
противопоставления?
2. Проанализируй побочный сюжет. Какую он выполняет функцию? Как
можно его расширить так, чтобы он ещё более помог обогатить главную фабулу?
3. Поместил ли ты неосознанно в свой роман какие-то символические
элементы? Если да, то остаются ли они в согласии с тем, что ты хочешь передать?
Если нет, то какие изменения можно ввести, чтобы все элементы создавали единое
целое?
4. Присмотрись к ниже помещённым кратким описаниям и придумай
дополнительные сюжеты, которые бы их дополнили (через созвучие или
противопоставление):
* отцу и сыну удаётся счастливо пройти через
развод, но мать принимается бороться за то, чтобы признать себе родительские
права (любовь, связанная с ответственностью)
* чтобы получить работу, безработный актёр
переодевается в женщину и становится звездой популярного сериала (мужчины
совсем не такие, как женщины)
* молодой человек, идя за гласом сердца, поступает
вопреки ожиданиям взрослых (свобода важнее ответственности)
Проанализируй следующие фильмы с
Дастином Хоффманом: «Крамер против Крамера», «Тутси», «Выпускник».
5. Напиши имена героев, которые участвуют в твоём романе. При
каждом имени либо фамилии напиши ассоциации, какие в связи с ним приходят в
голову. Тоже самое сделай с любимой книгой.
6. Если ты пишешь роман, но ещё не придумал для него название,
придумай несколько вариантов и используй их на знакомых. Спроси, что им
приходит в голову при том или другом названии.