Как написать роман.
Найджел Воттс. «Как написать
роман».
3. Фабула.
Три функции рассказа (с
точки зрения читателя).
1. Развлекает.
2. Помогает забыть о проблемах и трудах повседневной жизни.
3. Позволяет лучше понять окружающую нас реальность.
! И неважно, идёт ли рассказ у
костра, или на страницах книжки, читатели жаждут удовлетворить те три
потребности: развлечение, бегство и
понимание.
-
Как сохранить интерес читателя?
а) Если в начале романа ставится
интересный знак вопроса, читатель преодолеет почти любую преграду, чтобы найти
ответ.
б) Один важный вопрос для всего
романа.
в) Другие существенные вопросы в
каждой главе.
г) Не допускай чрезмерной
сложности и скучности.
д) Нельзя задавать вопросы и сразу
же на них отвечать.
е) Большая часть читательского
удовольствия берётся именно из отсрочки ответа.
! Интригующие вопросы и
откладывание ответов на потом.
Пусть смеются, пусть плачут, пусть
ждут.
Чарльз Рид.
-
Саспенс и тайна.
Саспенс (напряжение):
вопрос, ответ на который находится в будущем.
«Что будет дальше?».
Тайна: вопрос, ответ на
который находится в прошлом.
«Как нас угораздило в это
вляпаться?».
Разрешение загадки является для
читателя последним утешением – подтверждает триумф разума над инстинктом или
порядка над анархией. Дэвид Лодж.
-
Что такое фабула?
Не путать фабулу (plot) от повествования (story):
* повествование – последовательность событий
* фабула имеет причинно-следственные связи
* без наличия «причины» обычно не получишь ответ
на вопрос «что будет дальше?» или «как нас угораздило в это вляпаться?»
Фабула – это тоже рассказ о
событиях, но ударение здесь ставится на причинности.
«Король умер, а потом умерла
королева» – это рассказ.
«Король умер, а потом королева
умерла от тоски» – это фабула.
Процесс:
1) начало – «королева умерла»
2) середина – поиск причины
3) конец – открытие причины =>
«от тоски»
* «Королева умерла. Никто не знал,
– почему, – пока, наконец, не открыли, что причиной этого была тоска, которую она
чувствовала по смерти короля».
Классическая фабула – это
повествование, учитывающее причинно-следственные связи, благодаря чему
раскрывается некий замкнутый процесс, стремящийся к какому-то значительному
изменению, что, в свою очередь, позволяет читателю испытать эмоциональное
удовлетворение.
История стремится к цели:
* поиск спасения
* поиски денег
* стремление к соединению с кем-либо
* жажда возвращения к реальности
* Если читатель, даже располагая
всей поданной информацией, не сможет ответить себе на какой-то из вопросов, он
почувствует себя потерянным и неудовлетворённым.
* Между автором и читателем
существует неписаный договор: автор задаёт вопросы и обещает, что в конце книги
даст на них ответ. Отсутствие развязки – это самый надёжный способ разозлить
читателя.
Герой:
* достигает успеха
* проигрывает
* остаётся где-то посередине
* Законченный процесс должен
содержать в себе изменение, причём значимое.
* Главный герой в конце повести
должен быть иным, чем в начале – даже если это будет заключаться только в том,
что он станет более мудрым и грустным.
* Классическая проза, даже та
величайшего калибра, должна в первую очередь предоставлять эмоциональное
переживание.
-
Основные требования фабулы.
1. Минимум два героя.
2. Протагонист:
* один
* два равнозначных
* много
3. Проблема, содержащая конфликт:
* серьёзное изменение происходит через препятствия
и конфликты
4. Некоторые способы решения конфликта:
* развязка счастливая
* развязка трагическая
* развязка сладко-горькая, ироническая
5. Недопустимость «бога из машины».
6. Два традиционных решения:
* в итоге герой выкручивается сам, благодаря своим
способностям и смекалке
* финальная схватка между героем и злодеем
(обязательная сцена)
-
Источники антагонизма (Три
плоскости).
1. Внутренний антагонист:
* чувство вины
* робость
* сомнения
* страх
* злость
...
2. Интерперсональная – это межчеловеческий конфликт, возникающий из
противоположных мотиваций: герой А хочет одно, герой Б – другое, и желания эти
противоположны.
! Хорошо используется в диалогах,
в пьесах.
3. Окружающая среда:
а) физическая угроза:
* пылающий дом
* нищета
* болезнь
б) социальная угроза:
* угроза статусу
* герой нарушил закон, общество отвергло его
! Глубина повести заключается в
использовании трёх плоскостей антагонизма.
-
Упражнения. Анализ
произведения.
1. Припомни любимую историю (книга, фильм, пьеса). Что тебя в ней
заинтересовало? Перестал ли ты скучать благодаря ней? А может, с её помощью
избавился от чувства внутреннего беспокойства? Или эта история каким-то образом
сформировала твоё восприятие окружающего мира?
2. Какие важные вопросы были поставлены в начале этой истории?
Какие дополнительные вопросы появились позже, по мере развития действия?
3. Был ли главный вопрос основан на правиле саспенса или тайны? А
может, появились оба вида?
4. В какой степени твоё удовольствие от чтения возникало из
нахождения ответов на эти вопросы? (Напомню, что речь идёт о «Что будет
дальше?» и «Как нас угораздило в это вляпаться?»)
5. Хотя жизнь редко укладывается в стройную фабулу, она очень часто
содержит в себе её зачатки. Оригинальные события часто оказываются источником
вдохновения для писателей.
-
Совет перед началом работы над романом.
Припомни любимую историю (книга, фильм,
пьеса). Что тебя в ней заинтересовало? Перестал ли ты скучать благодаря ней? А
может, с её помощью избавился от чувства внутреннего беспокойства? Или эта
история каким-то образом сформировала твоё восприятие окружающего мира?
* Кто протагонист?
* Какова цель, к которой он стремится?
* Идёт речь о саспенс или о тайне?
* Если бы ты писал повесть – какие вопросы
появлялись бы на основе описанных событий? Как можно было бы отсрочить
получение ответа на них?
* Каковы источники антагонизма и в каких
плоскостях они лежат?
* Закрыта ли фабула, то есть можно ли на основе
представленной информации найти ответ на заданные вопросы, и были ли даны
ответы на них?
* Произошло ли за время описываемой истории
какое-то выразительное и значимое изменение?