Арка равновесия.
Comic Toolbox by John Vorhaus.
Старое равновесие: Муж и жена любят друг друга.
Нарушение равновесия: Оба (муж и жена) чувствуют, что партнёр их не
любит, недооценивает и принимает как нечто само собой разумеющееся.
Новое равновесие: Их отношения разгораются с новой страстью, и они
снова друг друга любят.
Старое равновесие: Отец не разрешает своей дочери ходить на
свидания.
Нарушение равновесия: Отец и дочь ссорятся из-за этого. Отец
запрещает, а дочь не повинуется, отец об этом узнаёт, а дочь лжёт.
Новое равновесие: Отец и дочь соглашаются: ходить на свидание – это
нормально, но соблюдая приличия и заранее оговоренные границы.
Старое равновесие: Девушка не принимает факт смерти своих
родителей.
Нарушение равновесия: Умирает домашний питомец, и на его похоронах
девушка переживает нервный срыв и «открывается» для скорби.
Новое равновесие: Девушка принимает факт смерти своих родителей.
Старое равновесие: У мужчины есть работа.
Нарушение равновесия: Мужчину увольняют.
Новое равновесие: Мужчина получает новую работу.
+
Истории в ситкоме начинаются в
точке / моменте старого равновесия, в процессе развития сюжета это равновесие
постепенно, но верно нарушается, и в итоге сюжеты приходят к новому равновесию.
У вас может быть, например, серия, где старое равновесие заключается в том, что
отец не разрешает своей дочери ходить на свидания. В процессе усиливающегося
нарушения равновесия отец и дочь ссорятся из-за этого. Отец запрещает, а дочь
не повинуется, отец об этом узнаёт, а дочь лжёт. В итоге, вы приходите к новому
равновесию, в котором отец и дочь приходят к согласию: ходить на свидание – это
нормально, но соблюдая приличия и заранее оговоренные границы. (Если это звучит
как шаблонная ситкомовская мораль, то так и есть, но ещё раз: ситком – это
просто зеркало мира; он имеет тенденцию говорить людям именно то, что они хотят
услышать. Если нет, то такие ситкомы закрывают).
Возьмём другой пример: старое
равновесие может заключаться в том, что герой отрицает тот факт, что его дочь
взрослеет. Нарушение равновесия может выражаться в форме несчастного случая,
болезни или смерти родственника или друга. Новое равновесие может выражаться в
том, что герой приходит к пониманию, что дочь и в самом деле взрослеет, и что
это нормально. Арка путешествия от старого равновесия к новому зачастую
является путешествием от отрицания к принятию.
Обратите внимание на то, как этот
тип истории естественным образом проходит от исходной точки к точке
максимального отдаления (maximum remove)
и затем снова к точке, очень близкой к изначальной точке отправления. Также
обратите внимание на то, что взгляд на свою историю на этом уровне представляет
собой форму абстракции. Как только вы определите «интересное» старое
равновесие, нарушение равновесия (нестабильность) и новое равновесие, вы в
буквальном смысле обнаружите десятки сюжетов, которые хорошо подходят для дальнейшего
развития, выстроенных в одном и том же ключе. Сделайте себе одолжение и
детально исследуйте все эти альтернативы / варианты. Не думайте, что первое
решение является наилучшим; всегда оставляйте место для новой идеи.
А сейчас потратьте несколько минут
на то, чтобы понять, сможете ли вы выстроить сюжет согласно модели «от старого
равновесия – через нарушение равновесия – к новому равновесию».
СТАРОЕ РАВНОВЕСИЕ: Муж и жена
любят друг друга.
НАРУШЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ: Оба (муж и
жена) чувствуют, что партнёр их не любит, недооценивает и принимает как нечто
само собой разумеющееся.
НОВОЕ РАВНОВЕСИЕ: Их отношения
разгораются с новой страстью, и они снова друг друга любят.
СТАРОЕ РАВНОВЕСИЕ:
Мальчик-подросток живёт дома.
НАРУШЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ: Он
чувствует, что на него давят правила, которые установили его родители, и
переезжает со своими приятелями в холостяцкую квартиру, где обнаруживает, что
независимость – это совсем не так здорово, как об этом говорят.
НОВОЕ РАВНОВЕСИЕ: Он возвращается
домой с новым пониманием и отношением к своей семье.
СТАРОЕ РАВНОВЕСИЕ: Девушка не
принимает факт смерти своих родителей.
НАРУШЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ: Умирает
домашний питомец, и на его похоронах девушка переживает нервный срыв и
«открывается» для скорби.
НОВОЕ РАВНОВЕСИЕ: Девушка
принимает факт смерти своих родителей.
СТАРОЕ РАВНОВЕСИЕ: У мужчины есть
работа.
НАРУШЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ: Мужчину
увольняют.
НОВОЕ РАВНОВЕСИЕ: Мужчина получает
новую работу.
Последний пример может показаться
до смешного элементарным, но он говорит нам тоже самое. Если вы не можете
сократить свою историю до чего-то настолько простого, тогда вы пока ещё не
понимаете её полностью. Подобно Юмористической Сквозной Линии (Comic Throughline), этот вид
схематичности (shortcut)
служит одновременно и как точка отправления для более глубокого исследования
истории, и как средство проверки наличия в вашей истории достоверной арки
изменения (authentic arc of change).
В конечном счёте, структура без
содержания / сущности подобна шоколадному яйцу без начинки из нуги. Чтобы
сделать изменения в ваших героях интересными для аудитории, вам необходимо
рассказать стоящую / достоверную историю – или две – и увязать их с
захватывающей или, по крайней мере, занимательной темой.