6 моделей иронической истории.
Роберт Макки. «История на миллион
долларов».
Модели иронической истории:
1) Герой наконец-то получает то, о
чём всегда мечтал... но слишком поздно, чтобы этим воспользоваться.
2) Герой неуклонно отдаляется от
своей цели... и всё для того, чтобы понять, что на самом деле он направлялся
прямо к ней.
3) Герой отвергает то, что позже
воспринимает как нечто необходимое для достижения счастья.
4) Для достижения своей цели герой
неосознанно предпринимает действия, которые уводят его в противоположную
сторону.
5) Действие, которое герой
совершает ради разрушения чего-то, становится именно тем, что уничтожает его
самого.
6) Герой получает нечто, сулящее,
как он уверен, несчастье, поэтому делает всё возможное, чтобы избавиться от
этого... и только потом выясняет: то был дар судьбы.
+
Чувство иронии – бесценное
качество; оно позволяет вскрывать правду, но не может быть использовано
напрямую. Ничего хорошего не получится, если персонаж будет восклицать: «Какая
ирония!». Как и в случае с символами, указывая на иронию напрямую, мы разрушаем
её. Иронию следует выражать отстранённо и мимоходом, с кажущимся непониманием
производимого ею эффекта и верой в то, что зрители всё поймут. По своей природе
она коварна, поэтому требует жёсткого и точного определения, и лучше всего
обратиться к примерам. Ниже приведены шесть моделей иронической истории.
1. Герой наконец-то получает то, о чём всегда мечтал... но слишком
поздно, чтобы этим воспользоваться.
В «Отелло» мавр в конце концов
получает то, что всегда хотел: преданную жену, которая никогда не изменит ему с
другим мужчиной... но понимает это, только когда убивает её.
2. Герой неуклонно отдаляется от своей цели... и всё для того,
чтобы понять, что на самом деле он направлялся прямо к ней.
В фильме «Безжалостные люди» (Ruthless People) алчный бизнесмен Сэм
(Дэнни де Вито) крадёт идею у Сэнди (Хелен Слэйтер) и зарабатывает целое
состояние, не заплатив ей ни цента. Муж Сэнди Кен (Джадж Рейнхолд) решает
похитить жену Сэма Барбару (Бетт Мидлер) и потребовать за неё выкуп в два
миллиона долларов, которые, как он считает, заслужила его жена. Но когда Кен
похищает Барбару, он не знает, что Сэм направляется домой, чтобы убить свою
сварливую и толстую жену. Кен звонит Сэму, требуя заплатить деньги, но обрадованный
Сэм отказывает ему. Кен начинает постепенно снижать цену, а когда она достигает
десяти тысяч долларов, Сэм предлагает: «А почему бы тебе просто не убить её и
не покончить со всем?».
Тем временем Барбара находится в
подвале дома Кесслеров и превращает свою тюрьму в тренажёрный зал. Она
выполняет все физические упражнения, которые показывают в телевизионных
программах, кроме того, Сэнди прекрасно готовит блюда из натуральных продуктов,
поэтому Барбара значительно сбрасывает вес, чего ей не удавалось в лучших
специализированных клиниках Америки. Поэтому она привязывается к своим похитителям.
И услышав, что её отпускают, потому что муж не хочет платить выкуп, она говорит
им: «Я достану вам деньги». Это был первый акт.
3. Герой отвергает то, что позже воспринимает как нечто необходимое
для достижения счастья.
В фильме «Мулен Руж» (Moulin Rouge) хромой художник Анри
Тулуз-Лотрек (Хосе Феррер) влюбляется в красавицу Сюзанну (Мириам Хайэм), но не
может заставить себя рассказать ей о своих чувствах. В Париже она повсюду
сопровождает его в качестве друга. Лотрек приходит к выводу: она проводит с ним
время только из-за того, чтобы знакомиться с привлекательными мужчинами. В
пьяном угаре он обвиняет её в том, что она использует его, и решительно
порывает с ней.
Некоторое время спустя он получает
от Сюзанны письмо, в котором она пишет: «Дорогой Тулуз, я всегда надеялась, что
однажды вы сможете полюбить меня. Теперь я понимаю, что этого никогда не будет.
Поэтому я согласилась выйти замуж за другого. Я не люблю его, но он добрый
человек, а, как вам известно, я нахожусь в отчаянном положении. Прощайте». Лотрек
лихорадочно пытается найти её, но она уже уехала, чтобы действительно выйти
замуж. Поэтому он допивается до смерти.
4. Для достижения своей цели герой неосознанно предпринимает
действия, которые уводят его в противоположную сторону.
В фильме «Тутси» (Tootsie) Майкл (Дастин
Хоффман), безработный актёр, чьё стремление к совершенству заставляет всех
продюсеров Нью-Йорка отказаться от его услуг, переодевается в женщину и
получает роль в мыльной опере. На съёмочной площадке он знакомится с молодой
актрисой Джули (Джессика Ланж) и влюбляется в неё. Но он настолько блистательно
исполняет свою роль, что у её отца (Чарльз Дарнинг) возникает желание жениться
на нём, а Джули подозревает, что он лесбиянка.
5. Действие, которое герой совершает ради разрушения чего-то,
становится именно тем, что уничтожает его самого.
В фильме «Дождь» (Rain) религиозный фанатик
Реверенд Дэвидсон (Уолтер Хьюстон) борется за спасение души проститутки Сэди
Томпсон (Джоан Кроуфорд), но начинает испытывать к ней страсть, насилует её, а
затем, мучаясь от стыда, совершает самоубийство.
6. Герой получает нечто, сулящее, как он уверен, несчастье, поэтому
делает всё возможное, чтобы избавиться от этого... и только потом выясняет: то
был дар судьбы.
В фильме «Воспитание крошки» (Bringing Up Baby) эксцентричная богатая
наследница Сьюзен (Кэтрин Хепберн) случайно угоняет машину наивного и
рассеянного палеонтолога Дэвида Хаксли (Кэрри Грант). Дэвид ей понравился, и
она буквально «прилипает» к нему. Он делает всё возможное, чтобы от неё
избавиться, но Сьюзен расстраивает все его безумные планы, и даже крадёт у него
кость, которая нужна для воссоздания скелета динозавра. Настойчивость Сьюзен
приносит свои плоды, и из «превратившегося в окаменелость» ребёнка Дэвид
превращается в готового к жизни взрослого.
Главное в иронической прогрессии –
достоверность и точность. Фильмы «Китайский квартал» (Chinatown), «Странствия Салливана» (Sullivan’s Travels) и многие другие
прекрасные картины рассказывают историю людей, точно знающих, что они должны
делать, и имеющих чёткий план того, как это следует делать. По их мнению, жизнь
проста как «а, б, в, г, д». И именно тогда она разворачивает их, даёт хороший
пинок и с усмешкой говорит: «Не сегодня, мой друг. Сегодня это «д, г, в, б, а».
Извини».