15 шагов написания комедии положений.
John Vorhaus. Комедия положений (sitcom, ситуационная комедия).
Акт № 1.
1. Главный герой X
думает, что дела обстоят отлично.
Джо слушается маму каждый день и чувствует себя отлично. Он не замечает потребности быть независимым.
2. Что-то случается, что заставляет его задуматься о минусах
сложившегося положения.
Друзья обозвали его маменькиным сынком.
3. Он решает что-то изменить.
Решил прекратить звонить маме каждый день.
4. Делает попытку.
В назначенное время он не позвонил маме.
5. Попытка не удалась, и X навлёк на себя ещё большую проблему.
Он передумал и позднее всё же позвонил ей.
6. X
пытается как-то решить эту проблему.
Попросил других, чтобы они физически не давали ему звонить.
7. ...и снова неудача.
Он всё равно позвонил.
8. X теперь
сталкивается с ещё большей проблемой и / или принимает очень серьёзное
(ошибочное) решение.
Лучшее, что он может сделать, – не звонить матери вообще.
Акт № 2.
9. X
отрицает свою проблему или действует согласно принятому решению.
Джо наслаждается обретённой свободой.
10. Его ситуация (проблема) осложняется.
Приехала мама.
11. Вмешиваются другие.
Друг Джо борется за его независимость.
12. Первое (ошибочное) вмешательство было неудачным, потому что не
было направлено на решение реальных проблем X (ошибочное понимание).
Джо сдаётся на аргументы матери, согласно которым он променял одну
зависимость (от неё) на другую (от друзей).
13. Реальное вмешательство. Правда стала очевидной / высказана.
Джо выступает и против матери, и против друзей.
14. X
понимает себя лучше или принимает себя, или узнаёт что-то новое (истинное
понимание).
Джо понял, что может сам о себе позаботиться.
15. Возвращение к начальной точке.
И звонит своей матери на следующий день – не потому что должен, а
потому что хочет.
В комедиях положений (в общем, в
историях) по сути существуют только два типа событий – вызовы (проблемы,
события, которые вынуждают героев действовать) и ответы на них. Каждый новый
вызов требует нового ответа (действий), который в свою очередь приводит к
появлению нового, более тяжёлого вызова (проблемы).
+
Комедия положений (комедия ситуаций, ситуационная комедия) –
комедия, в которой источником смешного являются события и обстоятельства.
Классическими примерами комедии положений являются пьесы «Женитьба Фигаро»
Пьера Бомарше, «Комедия ошибок» Уильяма Шекспира.
Комедия характеров (комедия нравов) – комедия, в которой источником
смешного является внутренняя суть характеров (нравов), смешная и уродливая
однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток). Очень
часто комедия нравов является сатирической комедией, то есть высмеивает все эти
человеческие качества. Классический пример – «Тартюф» Мольера.
1. Главный герой думает, что
дела обстоят отлично. Джо слушается маму каждый день и чувствует себя
отлично. Он не замечает потребности быть независимым.
2. Что-то случается, что
заставляет его задуматься о минусах сложившегося положения. Друзья обозвали
его маменькиным сынком.
3. Он решает что-то изменить.
Решил прекратить звонить маме каждый день.
4. Делает попытку. В
назначенное время он не позвонил маме.
5. Попытка не удалась, и Х
навлёк на себя ещё большую проблему. Он передумал и позднее всё же позвонил
ей.
6. Х пытается как-то решить
эту проблему. Попросил других, чтобы они физические не давали ему звонить.
7. ...и снова неудача.
Он всё равно позвонил.
8. Х теперь сталкивается с
ещё большей проблемой и / или принимает очень серьёзное (ошибочное) решение.
Лучшее, что он может сделать, – не звонить матери вообще.
(Конец 1 акта)
9. Х отрицает свою проблему
или действует согласно принятому решению. Джо наслаждается обретённой
свободой.
10. Его ситуация (проблема)
осложняется. Приехала мама.
11. Вмешиваются другие.
Друг Джо борется за его независимость.
12. Первое (ошибочное)
вмешательство было неудачным, потому что не было направлено на решение реальных
проблем Х (ошибочное понимание). Джо сдаётся на аргументы матери, согласно
которым он променял одну зависимость (от неё) на другую (от друзей).
13. Реальное вмешательство.
Правда стала очевидной / высказана. Джо выступает и против матери, и против
друзей.
14. Х понимает себя лучше
или принимает себя, или узнаёт что-то новое (истинное понимание). Джо
понял, что может сам о себе позабодится.
15. Возвращение к начальной
точке. И звонит своей матери на следующий день – не потому что должен, а
потому что хочет.
В комедиях положений (в общем, в
историях) по сути существуют только два типа событий – вызовы (проблемы,
события, которые вынуждают героев действовать) и ответы на них. Каждый новый
вызов требует нового ответа (действий), который в свою очередь приводит к
появлению нового, более тяжёлого вызова (проблемы).
Упражнение: придумать любого персонажа (можно построить его образ
по портрету кого-то из знакомых), придумать для него проблему и запустить
колесо.