Критерии отбора сценария.
Тед Эллиот и Терри Россио.
Тед Эллиот и Терри Россио: «Книга тайн» (2007 год) (сюжет), «Пираты
Карибского моря: На краю света» (2007 год), «Дежа Вю» («Deja Vu») (2006 год),
«Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» (сценарий и персонажи), «Пираты
Карибского моря: Проклятие чёрной жемчужины» (2003 год), «Шрэк» (сценарий),
«Дорога на Эльдорадо» (2000 год), «Маска» (1998 год) (сюжет), «Маска Зорро»
(1998 год), «Годзилла» (1998 год) (сюжет), «Аладдин» (1992 год).
1. Концепция и сюжет.
1) Представьте анонс фильма.
Конкурентоспособна ли его концепция?
2) Действительно ли интригующе
выглядит первая часть – или средне, требуя совершенного исполнения?
3) Кто целевая аудитория? Пошли бы
ваши родители смотреть этот фильм?
4) Взаимодействует история с
наиболее важными событиями в жизни ваших персонажей?
5) Если вы пишете о фантазиях,
воплотившихся в жизнь, быстро переделайте их в кошмар, который никогда не
закончится.
6) Создаёт ли сценарий вопросы:
найдёт он правду? Сделает ли это она? Полюбят ли они друг друга? Имеется ли
чёткая установка «необходимо узнать» в сценарии?
7) Оригинальна ли идея?
8) Есть ли цель? Темп?
9) Начинайте энергично, завершайте
с волнением.
10) Сценарий смешной, страшный или
волнующий? Всё вместе?
11) Что такого имеется в истории,
чего зритель не может получить в реальной жизни?
12) Что на карте? Вопросы жизни и
смерти наиболее драматичны. Создаёт ли концепция потенциал, чтобы жизни ваших
персонажей изменились?
13) Каковы препятствия? Есть ли
обоснованный вызов вашим персонажам?
14) Что вы пытаетесь сказать
сценарием, и стоит ли это того, чтобы об этом говорили?
15) Всколыхнёт ли сценарий
публику?
16) Предсказуем ли сценарий?
Сюрпризы и неожиданности должны быть как в основном сюжете, так и внутри каждой
индивидуальной сцены.
17) Как только параметры
действительности фильма установлены, они не могут быть разрушены. Ограничения
требуют оригинальных решений.
18) Имеется ли решающая,
неотвратимая концовка, которая совершенно неожиданна? (это не так-то легко
сделать!)
19) Можно ли верить истории? Она
реалистична?
20) Есть ли сильная эмоция –
сердце – в центре истории? Избегайте низменных сюжетных линий.
2. Техническое исполнение.
21) Должным ли образом
отформатирован сценарий?
22) Проверьте орфографию и
пунктуацию. Фрагменты предложений использовать разрешается.
23) Имеется ли отчётливая
трёхактовая структура?
24) Все ли сцены необходимы? Не
нужно сцен, не привязанных к сюжету, они умрут на экране.
25) Не добавляйте указания камере,
ориентируйтесь на восприятие ридера (в нашем случае – редактора).
26) Начинайте сценарий насколько
возможно ближе к началу событий.
27) Начинайте сцену насколько
возможно позднее, завершайте как можно раньше. (В смысле – не затягивайте).
28) Другими словами: сокращайте
сцены.
29) Визуальный, слуховой,
вербальный сигналы – в таком порядке воздействие эффективно. Выражение лица
человека, которого только что застрелили, звук пули, фраза «Меня только что
застрелили».
30) Какова наживка, провокация? У
вас есть лишь 10 страниц (или 10 минут), чтобы захватить аудиторию.
31) Ссылайтесь на важнейшие детали
сюжета два или даже три раза. Или сразу отчётливо обозначьте ключевой момент.
32) Многократное повторение места
действия помогает установить атмосферу фильма, позволяет публике «почувствовать
себя комфортно», экономит деньги во время производства.
33) Повторение и подражание могут
быть использованы для описания второстепенных персонажей, но это опасная
техника для главных героев.
34) Далеко не все сцены должны
занимать по 5 страниц диалога / действия. В хорошем сценарии – множество
двухдюймовых сцен. Частота рождает темп.
35) Небольшие детали добавляют
реалистичности. Был ли тщательно изучен предмет, тема сценария?
36) Каждая строка должна
продвигать вперёд сюжет, заставлять смеяться, открывать черты характера
персонажа.
37) Никаких фальшивых сюжетных
ходов. Люди почувствуют себя обманутыми, если важные действия будут основаны на
информации, которой они не обеспечены, или которая оказывается фальшивой.
38) Тишина: рассказывайте свою
историю с помощью картинок.
39) Не более 125 страниц, не менее
110 страниц, или первое впечатление от сценария будет «нужно урезать» или
«нужно растянуть».
40) Не нумеруйте сцены сценария,
который продаёте. Слова «Далее» и «Продолжение следует» также не обязательны.
3. Персонажи.
41) На все ли роли можно
пригласить актёров? Есть ли в фильме роли, которые согласятся играть звёзды
кино?
42) Действия и юмор должны
исходить от персонажей, а не просто быть включены ради смеха.
43) Аудитория желает видеть
персонажей, которые глубоко обеспокоены какой-либо проблемой и – особенно –
другим персонажем.
44) Имеется ли в сценарии сцена,
где эмоциональный конфликт главного героя приводит к кризису?
45) Первое появление персонажа
должно отражать его основные черты характера. Первое впечатление от персонажа –
самое важное.
46) Главные герои должны вызывать
симпатию – это люди, о которых мы беспокоимся и которых хотели бы защитить.
47) Каковы нужды и желания
персонажей? В чём заключается основное желание главного героя? Оно должно быть
чётким, определённым и понятным зрителям.
48) Недостатки героя: действующие
лица с сомнениями и недостатками более реалистичны и более интересны. Герои,
действующие неправильно с благородными намерениями, лучше, чем персонажи, в
которых есть только «чёрное и белое».
49) У персонажей должен
присутствовать страх, который они должны перебороть. Например, во «Всплеске»
герой Тома Хэнкса боялся, что он никогда не сможет полюбить.
50) Черты характера персонажа
должны разниться от роли. Банкир, который вертит в руках золотые часы,
запоминается, но это клише; банкир, который разводит собак, больше скажет о
характере персонажа.
51) Конфликты персонажей должны
быть и внутренними, и внешними. Персонажи должны бороться и с собой, и с
другими персонажами.
52) Точка зрения персонажа должна
быть отчётливо видна в течение всего сценария. Каждому герою необходимо иметь
свою точку зрения на проблему, чтобы действовать соответствующе, а не просто
реагировать на ситуацию.
53) Разделяйте своих героев по
речевым признакам: выбор слов, предложений, уровень знаний, интеллигентность.
54) Частота ситуации, когда о цели
героя не догадывается публика, не всегда срабатывает – зрители теряются.
Ситуация, когда зрители знают то, что не знает персонаж, почти всегда работает.
(Но зритель не должен предугадать сюжет).
55) Проведите своего героя через
столько эмоций, сколько это возможно – любовь, ненависть, смех, слёзы, месть.
56) Персонажи должны меняться.
57) Мир сценария определён тем,
что читатель знает о сценарии, и что он почерпнул от персонажей. Нереалистичные
действия персонажей создают нереалистичный мир; чётко созданный характер героя
передаёт дух реального мира.
58) Действует ли главный герой на
всём протяжении истории? Подконтролен ли ему исход событий?