9 основных элементов комедийного жанра.
Александр и Наталия Астремские.
9 основных элементов комедийного жанра:
1) действие при отсутствии полных
данных
2) обман
3) притворство
4) неознакомленность
5) перепутал
6) додумал
7) неспособность
8) наличие того, чего тут быть не
должно
9) обострённая нерациональность
1) Действие при отсутствии
полных данных.
Герой или его противник начал
действовать, упуская или не имея важных для этого данных.
Например:
* герою кто-то что-то недоговорил
* герой недослушал
* герой просто забыл часть полученной информации,
и вот он становится на путь
достижения своей цели и... у него неожиданно начинаются проблемы!
Ситуация:
* Героя направляют на выяснение отношений с
обидчиком, которого он ещё не видел, а тот оказывается сумасшедшим каратистом.
* Героиня узнаёт о прекрасном мужчине (по описанию
– её мечта), который желает встретиться с ней, но прослушивает, что ему 90 лет.
Пример: фильм Гайдая «Не
может быть», когда герой Куравлёва не мог узнать невесту. Из-за отсутствия у
героя нужной информации, а точнее – как выглядит будущая жена без верхней
одежды и головного убора, – комичные моменты следуют буквально один за другим.
2) Обман.
А) Сокрытие чего-либо.
Персонаж сделал что-то такое, о
чём не хочет, чтобы узнали другие. Например, допустил грубую ошибку при
выполнении ответственного задания, а потом пытается эту ошибку исправить, пока
её не заметили другие («Мистер Бин», эпизод с испорченной картиной).
Для цепочки смешных ситуаций нужно
сделать так, чтобы его старания оборачивались всё новыми и новыми ошибками, а
количество «грехов», которые необходимо скрывать, – всё возрастало.
Б) Ложная цель.
Герой начинает заниматься делом,
которым не стоило заниматься, или же он идёт к неправильной цели.
«Двенадцать стульев»: отец Фёдор
пошёл по ложному пути за драгоценностями (спрятанными в одном из стульев), и количество
неприятностей, которое ждало его на этом пути. А направил его по ложному пути
персонаж (вид обмана В).
В) Ложный источник информации.
Когда герой доверяет тому, кому
верить не стоило, он получает путаницу и проблемы.
Пример: жене приходит по почте
письмо с сообщением о том, что муж ей изменяет, и она нанимает знакомого
частного детектива для слежки. Потом выясняется, что злосчастное письмо ей
прислал этот же частный детектив, чтобы получить работу.
3) Притворство.
Быть кем-то одним, а выдавать себя
за другого (особенно, если это делается неумело).
Ситуация:
* Мужчина неуклюже притворяется женщиной.
* Девственник притворяется мачо.
* Ботаник притворяется гангстером.
Пример:
* Управдом притворяется царём в «Иване
Васильевиче».
* Африканский принц-миллионер притворяется простым
студентом в «Поездке в Америку».
* Остап Бендер притворяется...
История увлекает за счёт постоянно
нависающей над героем опасности разоблачения.
«Рассекретят его или он снова
выкрутится?», – этот вопрос зритель должен задавать себе много раз на
протяжении фильма.
Неприятности от раскрытия
притворства:
* удар по репутации
* финансовые проблемы
* смертная казнь
4) Неознакомленность.
Герой оказывается неосведомлённым
и некомпетентным в новой области (обстановке).
Ситуация:
* Герой может не знать законов и обычаев дикого
племени, в которое он неожиданно попадает.
* Героиня, которая выросла в окружении слуг, может
не представлять, как управляться по хозяйству.
Пример:
* «Иван Васильевич меняет профессию» (жулик и
управдом оказываются при власти в царской Руси)
* «Поездка в Америку» (африканский принц, с
детства окружённый слугами, вынужден осваиваться в современной Америке)
* «Кейт и Лео» (джентльмен XIX столетия неожиданно оказывается в
современном Нью-Йорке)
Метод:
Поместите героя или группу из
нескольких персонажей в такие обстоятельства, которые противоречат всему тому,
к чему они привыкли в жизни, что они знают и умеют. И быстро записывайте все
нелогичности.
5) Перепутал.
Ситуации, где источником смеха
обычно являются случайности, совпадения и тому подобные обстоятельства.
Пример:
* Герой перепутал Питер и Москву на Новый год
(«Ирония судьбы»).
* Контрабандисты перепутали «руссо туристо»
(«Бриллиантовая рука»), после чего данное «событие-толчок» влечёт за собой
десятки других нелогичностей.
Ситуация:
Наши герои играют на премьерном
спектакле. Один из актёров опаздывает и, путая сцены, впопыхах выпрыгивает на
сцену с кинжалом убивать свою жену-изменницу, которая в этот момент должна
находиться в объятиях любовника. А любовника нет (это будет следующая
сцена)..., и теперь надо как-то выпутываться.
Ключевой персонаж путает:
* последовательность действий
* время или место встречи
6) Додумал.
Персонаж действует на основе предположений
или же на основе чьего-то «авторитетного» мнения, но не на основе точных
подтверждённых фактов.
Пример 1:
В фильме «Не может быть» жена в
срочном порядке за копейки распродаёт семейное имущество, так как её
мужа-взяточника пригласили в милицию.
Не имея точных данных, она
додумала, что её мужа собираются арестовать за взятки, что чревато полной
конфискацией имущества.
Пример 2:
В «Бриллиантовой руке» Семён
Семёнович додумал, что таксист (в действительности милиционер), который его вёз
после круиза домой, является бандитом.
В данном случае показана
способность разума додумывать, а последствия вы наверняка помните.
7) Неспособность.
Герой берётся за задачу,
выполнение которой противоречит его способностям.
Неспособность думать
(глупость):
Вспомните «Кавказскую пленницу» и
«Операцию «Ы»» – всем полюбившаяся тройка мелких бандитов абсолютно неспособна
на выполнение поставленных перед ними задач.
Физическая неспособность:
Комедия «Ничего не вижу, ничего не
слышу» – слепой и глухой проворачивают операцию по обезвреживанию преступников,
и курьёзные ситуации следуют одна за другой.
Совет:
Начиная с неспособности, мы
заканчиваем умением и способностью и получаем нужное нам изменение героя, что в
свою очередь вызывает эмоциональную реакцию зрителя.
Пример:
Семён Семёныч в начале
«Бриллиантовой руки»: «Я не трус... Но я боюсь»...
А в конце он смело расправляется с
целой шайкой бандитов.
8) Наличие того, чего тут
быть не должно.
Если во время первой брачной ночи
мужа будет консультировать мама, – что и как он должен делать, и при этом она
будет сидеть рядом с кроватью, – это будет хорошим примером того, чего «здесь
не должно быть».
Примеры:
* пистолет в авоське Семёна Семёныча
* советские сандалии на ногах управдома, играющего
роль царя Руси
* студент-картёжник, тянущий экзаменационные
билеты, как карты, и преподаватель, машинально отвечающий ему тем же в
«Наваждении» Гайдая
Ситуация:
Жила была семья. Жена долго
собирала деньги на люстру своей мечты, и вот, наконец, они с мужем её купили и
привезли домой. Сначала они эту покупку хорошо «отметили», а затем начали
подвешивать. Муж встал на табурет, взял громадную стеклянную люстру и начал
мастерить. В это время жена стояла рядом и помогала. В какой-то момент ей,
видимо, стало скучно, она решила подшутить... и дала мужу лёгкий щелбан
(извините за пикантные детали) по яйцам, когда он работал с проводами... Муж
резко подпрыгнул, выронил люстру и с ужасом в глазах прошептал: «Аж до яиц
током долбануло...». В итоге, дорогая люстра была разбита вдребезги, а муж так
никогда и не узнал правду.
9) Обострённая
нерациональность.
Взять какую-то странность разума
или внешнюю особенность персонажа и увеличить её в несколько раз, чтобы она
выглядела абсурдно и смешно.
Ситуации:
* женщина постоянно наводит генеральную уборку,
так как ей кажется, что повсюду смертельные микробы
* мама усердно воспитывает сына, которому уже под
60
* парень ходит в солнцезащитных очках даже тёмными
зимними вечерами, считая, что это «круто»
* блондинка, которая считает, что всегда (в том
числе и дома) нужно ходить на каблуках, чтобы быть сексуальной
Повторим:
Любой сценарист должен знать, как
создавать особенности персонажей – внешние и внутренние.
При создании комедийных персонажей
эти особенности необходимо усиливать, увеличивать и обострять.
Пример комедии, где сразу
несколько персонажей демонстрируют обострённую нерациональность, – это
«Полицейская академия».