Алгоритм анализа драматического
произведения.
1. Заглавие пьесы.
имя автора, название, жанр,
эпиграф...
И ожидания, с ними связанные?
Вопросы, догадки, гипотезы?
2. Афиша, или список
действующих лиц.
В чём главном они уже
охарактеризованы? Как расстановка героев помогает догадаться о характере
драматического конфликта (социальном, нравственном, философском...)? Обратите
внимание на выбор имён героев, последовательность их представления, все
авторские ремарки.
3. Оформительские ремарки
пьесы.
Какие «подсказки» режиссёру,
актёрам, сценографу таят они в себе?
Как особенности временной и
пространственной организации действия проясняют догадку о конфликте пьесы?
4. Первое появление главных
действующих лиц.
Как раскрываются они в цепи
монологов, диалогов, реплик «в сторону»?
О внешнем или внутреннем
(психологическом: осознанном, бессознательном) конфликте героя помогает
догадаться их речь?
5. Этапы конфликта.
Какую роль в развитии
художественной идеи играют, например, выбранные автором форма повествования,
соотношение частей, ракурс изображения, хронотоп, способы языковой организации
текста?
6. Интерпретация пьесы.
Возможная интерпретация, которая
всегда – перевод: «либо в другую образную систему (деятельность переводчика;
...иллюстрации; сценические и экранные «толкования» литературных
произведений...»), либо на более абстрактный язык», критики, в том числе.